до тех пор, пока не выйдут сроки, то есть покамест бодрствует сон...
X. Значит, я двойник из вашего сновидения?
...мир которого, потяжелей наших сонных видений, мир стершихся лиц,
сумеречных двойников и всеобщего, не отпускающего вопроса, подсказывает нам
внятно, что время отныне по крайней мере время ожидания «внутри» и
«снаружи» неразделимо и что считать себя к ожиданию непричастной, пребывающей
безотносительно в мирах отдаленных, равносильно для мысли пребыванию в недоумии
не просто самом тщетном и, по-видимому, самом опасном, но еще и по смыслу
слова таком, у какого отсутствует внутренняя пружина, распрямляющаяся при
всякой попытке и даже поползновении мыслить до конца...
X. Сон подсказывает но кому? Только вам да вдобавок мне, вашему невольнику.
... А поэтому вас, пожалуй, не удивит, что при всем том невежестве, на котором
трагикомически она замешана, некоторая снисходительность дошлого советского
прохиндея по отношению к западным «богачам» и «счастливчикам» куда более, чем
к голодающим где-то в темной дали «голопузым», представляется мне не то чтобы
справедливой, но, если можно так выразиться, сослепу дальновидной в отличие от его
невольной и неистребимой зависти...
X. Странное дело! У вас получается так, что мысль заглядывает тем дальше и тем
неудержимей порывается мыслить до конца, чем плотнее давящий нас гнет и чем
ближе мы благодаря ему к неразличимо-сумеречному состоянию. Каковы же,
спрашивается, должны быть озарения под г,юбовой доской?!!
Что ж, многие из нас в самые страшные годы привыкли жаловаться: «Живем, как в
гробу». Но когда наконец вырвался, когда полнота дыхания стала нормой, а над
головой протянулось, без особых угроз и надежд, рыхлое, нудное, заурядное небо,
тогда вспомнишь вдруг и ответишь самому себе: «Да ведь была в гробу одна такая
щелочка, и сквозь ту щелочку такие распахивались глазам небеса!..» Впрочем, не все,
разумеется, столь безумно 'просто, и мы еще вернемся, надеюсь, к этому парадоксу. Я
хотел лишь сказать, но кто этой азбучности теперь не усвоил? что пребывание
вовне давно уже географией (и даже хронологией) не определяется, что оно
завоевывается единым (вы назвали его тотальным), постепенно себя изживающим
опытом и, конечно же, не в отдельной искусственнейшей теплице, лелеющей свои
салаты за глухими, чуть-чуть потрескавшимися стеклами. Если же опыт рискует
затянуться до конца света, а вопросительная его заноза торчит в нас по-прежнему
глубоко без движения, мы зато ощущаем вокруг ее острия, как в ответ шевелится
холодная сила нашего личного выбора. Поскольку вы, быть может, правы и сменяю-
щиеся горизонты времен, изначально отравленные, с неизбежностью от загадки к
загадке докатились до этого гнойного тупика, не следует ли воля наша!
покончить раз навсегда с темной игрой последовательных, горизонтами обозначаемых
искусителей?
X. Почему же покончить? Потому ли что слишком они, до тошноты,
последовательны? Но усталость для истории не довод и для ее зверей не оправдание.
Потому ли что последние из них по счету возомнили себя и впрямь распоследними? Но
ведь после того как воля неслыханная воздвигла на русской почве планетарного
сфинкса, а затем попыталась разыграть ту же роль в чудовище Третьего Рейха, история
не без нашей помощи хорошенько проделала свою работу, расчистив дорогу для
дальнейшего счета: один зверь провалился, как ему и положено, самоубийцей в тар-
тарары...
Значит, Гитлер развязал самоубийственную войну, а затем и сам размозжил себе
голову потому только, что его секрет разгадали.
|