кандальный звон по ссылочным сибирским трактам... да только теперь, когда не стало
нигде горизонта, прежний ли в них слышится звук и те же ли вдаль плывут отголоски?
Небо заспанное, безучастно-щемящее отзывается эхом где-то низко над головой,
возвращая их нехотя на грешную землю, где притянутые как магнитом к обозу бабы и
мужики из соседней деревни провожают, бредя за ним долго вслед, мелодичное
шествие обреченных. А потом, точно так же заслушавшись, не спешит в уже
пышущий, ждущий хозяина паровоз пожилой машинист на станции: «Спойте, братцы,
спойте еще! Уж больно они хороши, ваши песни!» И они, должно быть, нисколько не
хуже, но даже, пожалуй, свободней и краше, когда вырываются из задраенных наглухо
и бегущих весело в Новосибирск вагонов, а затем льются, плавные, с плоскодонных
барж, прокатываясь и замирая по берегам Оби...
* Лучше, чем когда-то Пастернак, о них и сейчас не скажешь.
X. Это выбор?
...Такова она, воля, историю на повороте покидающая, ни сон, ни явь, но сквозная
воля, не знающая более ни цели, ни границ...
Как тут, право же, не вспомнить одержимого волънопевца Ницше и его
меланхолический, без конца поминаемый всуе amor fati:
Мир зияющий выход
В несметность немых леденящих пустынь.
Кто утратил то, что утратил ты,
Не найдет покоя.
Или ницшевский сумеречный, на канате тончайшем одноголосый нигилизм здесь вовсе
даже в парадоксальном совпадении не к месту? Или ибо и так всерьез говорят
при всей нашей захлебывающейся сообщной тяге к шири ермацкой (и соловецкой),
к размаху (и вспыху) аввакумовскому, к гоголевскому колесящему (или ведьминскому)
простору сама по себе голая воля ради воли человеку русскому и, конечно, русскому
страстотерпцу не нужна и не свойственна? Что ж, не только, по-видимому, ледяные
пустыни полнятся этими хоровыми сибирскими песнями*...
* Что наркоманически уносящая «до конца света» воля оборачивается для
несомого клеткой беспросветной неволи, знает нынче каждый младенец и давно
навязло в зубах. Но на что бедолаге прописная мораль? Нет, не в том дело. Не там,
может быть, и его непоправимейшая беда... Кто ж не видит, что перед этими
песнями, их прощальным и безымянным, тянущимся «в один голос» обозом о
человеке русском толковать не пристало, да и слыхом ведь больше о нем не слыхать:
только мнутся и топчутся перед тем голым местом очумелые кучки и кучищи «лиц
русской национальности»?
Неволя безвременья в застоявшемся повороте времен перед сверхволевой и
сверхвременной интонацией Апокалипсиса... Как, с какой стороны и с какого
конца это «перед» мыслимо до конца! И возможно ли вообще мыслить, будучи
неотвратимо во власти интонации?
Но как же тогда еще раз, пусть он будет хоть тысячным, не процитировать тут
безусловно уместного песнелюбца и песнепроходца Хлебникова:
Когда умирают кони дышат, Когда умирают травы сохнут, Когда умирают
солнца они гаснут, Когда умирают люди поют песни.
X. Но кому же дано свидетельствовать об их голосе?
|