мифологичесую философию: в ней спасает уже не Слово, «ставшее плотью», не победа
смерти над смертью, не воскресение тела, а «знание», хотя и одетое в «мистериальные»
одежды» (Ш м е м а н А. Ук. соч. С. 6869).
44
Хлебников В. Ук. соч. 540.
45
См. исследование Р. Бартом структуры мифа в: Барт Р. Избранные работы.
Семиотика. Поэтика. М. 1989. С. 8889.
46
Хлебников В. У к. соч. С. 540541.
47
Б а р т Р. Нулевая степень письма. С. 333334.
48
Ясенский С. Миракли. М. 1990. С. 109.
49
Барт Р. Нулевая степень письма. С. 311.
51
Связь христианской символики Креста с «деревом жизни» см.: Не i 1 е г F. Op. cit. P.
1822.
Я использую различие антиномии и парадокса, проведенное В. С. Библером. «Именно
такая ситуация логически необходимое движение, оканчивающееся в пределе
трансформацией исходных логических утверждений, и есть «парадокс» в собственном
смысле слова в отличие от «антиномии», основанной на параллелизме двух
взаимоисключающих определений (или двух цепочек определения) одного логического
субъекта» (Библер В. С. Галилей и логика мышления Нового времени С. 500//Механика
и цивилизация XVII XIX вв. М. 1979. С. 448 518). Авторы современного труда по
риторике раскрывают способ образования парадокса так: «Значимость парадокса
заключается в пробеге, который он заставляет совершать мысль от языкового
выражения к референту и обратно. Здесь не просто субституция сем, а опущение в речи
элементов реальности, которые не надо видеть» (Дюбуа Ж., Эдлин Ф., Клинкенберг
Ж.-М., Менге Ф., Пир Ф Тринон А. Общая риторика. М. С. 258).
52
Хайлер Ф. Наст. изд. С. 315345.
53
Вот текст, составивший основу максимы, приписываемой в средние века
Тертуллиану: «Когда мы верим, мы не желаем ничего, кроме того, во что мы верим.
Тем самым, мы прежде всего верим в то, что ничего нет, кроме того, во что мы должны
верить».
«Cum credimus, nihil desideramus ultra credere. Hoc enim prius credimus, non esse quod
ultra credere debeamus". Цит. no:Kretschmer K. Die physische Erdkunde im christlichen
Mittelalter//Geographische Abhandlungen hrsg. von A. Penck. Wien Olmiitz. 1889. Bd.
IV. P. 2.
To, что Тертуллиан ищет решения проблем именно в «физической» плоскости,
неоднократно отмечалось исследователями. Особенно это явно в решении им ха-
мартиологической проблемы. См., например: Гусев Д. Тертуллиан, пресвитер
Карфагенский. Казань. 1898. Ч. II (Нравственно-практические сочинения Тер-
туллиана). С. 5152.
54
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М. 1982. С. 29.
55
Об этом подробнее в: Давыдов Ю. А. Этика любви и метафизика своеволия. М. 1982.
56
О борьбе с ересью Монтана (ок. 150 г.) см.: Шмеман А. Ук. соч. С. 8488.
57
Там же.
58
Хайдеггер М. Ук. соч. С. 9399.
59
Там же. о. Карл Ранер, иллюстрируя эту мысль Хайдеггера, приводит следующий
пример: «Отмеченный феномен станет для нас осязаемо явным, если мь^рас-смотрим
|