подробна. (Б. Пастернак)
32
Эти цитаты взяты нами из комментария Б. Рассела к «Исповеди» Августина.
Приведем здесь более полный фрагмент: «Одно из первых происшествий его (Авгу-
стина. В. В.) жизни, о которой рассказывается в «Исповеди», случилось с ним в
детские годы, и само по себе оно не особенно выделяет его из числа других детей.
Оказывается, вместе с несколькими товарищами, своими сверстниками, он обокрал
грушевое дерево соседа, хотя вовсе не был голоден, а у родителей дома были груши
лучшего качества. Всю свою жизнь Августин не переставал считать этот поступок
проявлением почти невероятной порочности... И он молит бога простить его... В том
же роде Августин тянет целых семь глав, и все из-за каких-то груш, сбитых с дерева
мальчишками-проказниками. Современный ум усмотрит в этом проявление
болезненной впечатлительности» (Рассел Б. История западной философии. С. 259
260//Рассел Б. Почему я не христианин. М. 1987. С. 219 283).
33
«Бесконечность в малом менее очевидна. Все философы потерпели в этом вопросе
поражение, хотя порой и утверждали, что изучили его» (Паскаль Б. Мысли. С. 123 (¹
72) //Л арошфукоФ. де, Паскаль Б., Лабрюйер Ж. де. Максимы. Мысли. Характеры. М.
1974. С. 109186).
34
Августин. У к. соч. С. 87. Напомним, что речь идет о ретроспективном анализе и
Августин выдерживает обратный порядок введения смыслов. Результат анализа дан
прежде процессов поиска. Мной учтен обратный порядок изложения.
35
Этот эпизод описан в: Августин. У к. соч. С. 147. Цит по: там же.
36
Эта мысль вложена Альбером Камю в уста Калигуле в одноименной драме (Камю А.
Сочинения. М. 1989. С. 345).
37
Рембо А.: «Я хочу быть поэтом, и я пытаюсь превратиться в ясновидца... Речь идет о
том, чтобы достичь неизвестного расстройством всех чувств» (цит. по: Андреев Л. Г.
Феномен Рембо. С. 25//Рембо А. Произведения. М. 1988, С. 545).
38
Рембо А. Сестры милосердия. Перевод В. Орла. Цит. по: Рембо А. Ук. соч. С. 149.
39
Подробнее о смысле этой формулы см: Семенцов В. С. Проблемы интерпретации
брахманической прозы.
С серьезными отношениями к формальным культам протоиерей А. Шмеман связывает
и гонения на христиан: «Почти никто не верил в идолов, поклонения которым
требовали от христиан. Но вот и здесь своим отказом исполнить это требование
христиане показывали, что они почти одни верили в них. Это значит даже во
внешнем, политическом культе идолов видели власть Диавола, оторвавшего мир от
знания единого истинного Бога» (Шмеман А. Исторический путь Православия. Париж.
1985. С. 59).
41
Шмеман А. Ук. соч. С. 69.
42
Динамика разума, «воспламенного чувства», обсуждалась в различных религиозно-
философских культурных традициях. Параллели к ряду приведенных здесь
размышлений Августина можно обнаружить, например, и в индийском эпосе, в
«Махабхарате», откуда и взята цитата (Махабхарата. Книга лесная. М. 1987 С. 20(60
69».
43
«Сила гнозиса, и вместе с тем его ложь, заставившая Церковь напрячь против него
все свои силы, была в том, что, отводя Христу первое и центральное место, признавая
Его Логосом, Спасителем, Искупителем, гностические мыслители разлагали саму
сущность христианства, как веры в воплощение (подчеркнуто мной. В. В.) Бога, в
пришествие Его в мир. В их толковании христианство превращалось в своеобразную
|