выделяются свои подклассы и каждый из них может при этом изучаться с различных
точек зрения, постольку каждый класс служит объектом изучения специальных наук. В
соответствии с этим мы имеем группы наук математических, физико-химических,
биологических, психологических и социальных.
Ввиду специфического характера изучаемых ими объектов, каждая из этих групп
наук работает в той или иной мере своими методами, образует свои понятия, свои
классификации, устанавливает свои закономерности. И поскольку это так, поскольку
изучаемые той или иной отдельной группой наук явления специфичны и не сведены к
явлениям других классов явлений, данная группа наук, очевидно, имеет бесспорное
право на самостоятельное существование, так как их понятия и установленные ими
законы не могут быть выражены в понятиях и законах каких-либо других наук. Нужно
заметить, однако, что даже и сведение явлений данного класса (скажем, класса А) к
свойствам явлений другого или других классов явлений (скажем, В, С...) не лишило бы
специальные науки, посвященные классу А, всякого смысла и не доказало бы полной
ошибочности выводов и законов этих наук. Оно открывало бы лишь возможность
двоякого способа изображения и интеграции свойств и закономерностей явлений
класса А: во-первых, в терминах специальных наук, посвященных этому классу, во-
вторых, в терминах наук, посвященных классам В, С... Второй способ был бы более
общим и в этом смысле более совершенным, в то время как первый способ был бы
более конкретным и более наглядным. Итак, сложный характер объективной
действительности и разложение ее на определенные внутренне однородные классы яв-
лений служит отправным (но, как мы увидим ниже, не единственным и не
исчерпывающим) основанием для классификации наук и в частности для разделения их
на основные группы. Нужно, однако, в полной мере подчеркнуть, что такое
распределение наук по группам не означает их полной независимости и оторванности
друг от друга. Различные категории явлений мира, который изучается науками, как мы
отмечали, связаны друг с другом и находятся между собой в зависимости. Эта
связанность всех категорий и классов явлений свидетельствует о единстве и
целостности мира. И поскольку это так, постольку и различные группы наук, изуча-
ющих различные категории явлений, не могут не иметь внутренней связи между собой
и не зависеть друг от друга. Внутреннее единство мира служит конечным и
глубочайшим основанием и для внутреннего единства научного знания о мире. Полное
осознание этого положения методологически приводит к принципу единства знания, т.
е. к требованию внутреннего соответствия и непротиворечивости всех наук. И этот
принцип принимается современной теорией знания и методологией в качестве первого
и одного из основных критериев истинности научного знания.
2
Выше мы указали, что мир социальных явлений представляет собой один из
основных общих и специфических классов явлений действительности. Однако простое
указание это само по себе еще совершенно не дает представления о том, каковы же
характерные специфические черты социальных явлений, выделяющие их из со-
вокупности всех других явлений. Иначе говоря, указание это еще не определяет
понятия общества и общественных явлений. Построение такого определения и является
нашей ближайшей задачей.
К настоящему времени в общественных науках и прежде всего в наиболее общей из
них общей теории социальных явлений или в социологии имеется очень большое
число попыток дать определение общества и общественных явлений и тем выявить их
специфические особенности. И если возникает вновь и вновь потребность
останавливаться на вопросе о самом понятии общества и общественных явлений, то это
значит, что достаточно общепризнанного и удовлетворяющего понятия о них
общественные науки, и в частности социология, еще не имеют. Такое положение
|