свидетельствует не только о трудности задачи, но и об относительно низком уровне
развития общественных наук. Вместе с тем обилие уже
с
уществующих попыток дать
удовлетворяющее определение общества и общественных явлений делает эту задачу
мало обещающей и мало привлекательной, так как трудно освободиться от сознания,
что работа в этом направлении может кончиться простым увеличением числа уже
существующих и недостаточно удовлетворяющих попыток.
И тем не менее интересы дальнейшего исследования все же требуют преодоления
этих опасений и того или иного, но определенного разрешения задачи. Совершенно
бесспорно, что если исследование по самому существу своему имеет дело с известной,
основной категорией явлений, то оно нуждается в достаточно мотивированном и
определенном понятии о природе этой категории явлений. Оно необходимо уже для
того, чтобы сделать ясной и недвусмысленной на протяжении исследования позицию
автора, и именно в силу многообразия существующих попыток дать определение
общества и общественных явлений эту потребность игнорировать нельзя. Но дело,
разумеется, не только и даже не столько в этой потребности: достаточно
мотивированное и определенное понятие здесь, как и всегда в подобных случаях,
способствует выбору правильных методов исследования и получению в результате его
научно ценных положительных выводов.
Основная трудность определения всякого сколько-нибудь общего понятия, как и
понятия общества, состоит в том, что на первый взгляд разрешение этой задачи
наталкивается на явный круг: для того, чтобы дать определение понятия, необходимо
получить соответствующие знания относительно данной категории явлений, а для того,
чтобы получить соответствующие знания о данной категории явлений, необходимо
иметь достаточно обоснованное и отвечающее действительности понятие о них. В
действительности этот круг, как и многие подобные ему, является кажущимся. Он был
бы подлинным кругом лишь в том случае, если бы сумма наших знаний о той или иной
категории явлений и понятие о них были бы неизменными и не подвержены развитию.
Но это не так: как понятия о явлениях, так и общая сумма знаний о них находятся в
процессе непрерывного развития. Необходимо различать прелиминарные и
окончательные понятия о явлениях. Мы никогда не имеем окончательного, адекватно
точного понятия о явлениях. Такое понятие выступает перед научным мышлением
лишь как предельно идеальное состояние в развитии понятия. То, с чем реально наука
имеет дело, это понятия прелиминарные. И они изменяются, совершенствуются,
приближаются к окончательному предельно точному состоянию их. Эта эволюция
понятий и переход их из одной фазы точности к другой совершаются вместе и в меру
Развития положительного знания о данной и о других категориях явлений. И, наоборот,
развитие знания о явлениях продвигается вперед вместе и в меру того, как уточняются
понятия об этих явлениях. Когда начинается исследование какой-либо категории
явлений, мы всегда имеем пусть смутное, не точное, но все же какое-то
предварительное понятие о них. Это понятие соответствует наличному, пусть весьма
бедному и в значительной мере ошибочному, но все же знанию о данных явлениях.
Наше предварительное понятие о них как бы конденсирует в себе основные итоги
этого начального знания, полученного из опыта, независимо от того, в чем состоит
этот опыт: в практике, в развитии смежных отраслей знания или в чем другом. И это
предварительное понятие, как и вся совокупность полученных знаний, ориентирует
наше дальнейшее исследование данных явлений. Оно способствует выбору
надлежащих методов и получению новых, более богатых научных результатов. Но
вместе с таким расширением знаний о явлениях эволюционирует, уточняется,
совершенствуется наше первоначальное понятие. Оно вступает в новую фазу своего
развития, хотя и остается в указанном выше смысле все же прелиминарным. В
дальнейшем совершается в том же порядке новый цикл восхождения общего запаса
знаний о явлениях и понятия о них на следующую, более высокую ступень.
|