5. Идеологический ряд. Его связи с коллективно-психич [еским]. Его особен-
6. Вещный ряд. Вещи и их социальные функции.
7. Организация или морфология общества. Группы-совокупности мнимые и
реальные. Структура групп. Группы, их потребности, их взаимодействие. Первичные
вторичные совокупности. Институты. Институт групп и не групп. В чем же
сущность организации общества? Понятие об устойчивых отношениях.
8. Человек и общество. Человек приходит, когда общество уже сложилось.
Социальное пространство, его координаты и место человека в обществе. Его
трансформация. Человек как завершающее звено. Персональный <?> ряд.
9. Итоги. < ... >
11. Социальное явление. Два принципа его классификации. Виды социальных
явлений.
1
Исходным и вместе с тем, как будет видно из дальнейшего, конечным элементом
общества является человек. Человек есть прежде всего продукт космического и
органического развития. В общественную жизнь он вступает и затем участвует в ней,
обладая теми способностями и свойствами, которые сложились и складываются у него
в процессе этого развития. Очевидно, анализируя общество и общественную жизнь, мы
должны иметь в виду эти способности и свойства.
Строго говоря, человека как продукта только природы мы не знаем. Мы знаем его
лишь таким, каким он есть или был в условиях общественной жизни на различных ее
этапах. Условия общественной жизни налагают на психо-физическую организацию
человека свой и весьма глубокий отпечаток. Поэтому человек, как мы его знаем, есть
продукт не только природы, но одновременно и культуры. Чисто естественный
человек, человек как продукт только природы является абстракцией. Мы строим
представление о нем, лишь абстрагируясь от влияния на него общественных условий
жизни и опираясь при этом на соответствующие отрасли знания, т. е. на биологические
и психологические науки, а также на антропологию. Но такое представление о нем,
ориентированное на данные упомянутых наук, мы должны всегда иметь перед собою,
занимаясь исследованием общества и общественных явлений. Хотя влияние
общественных условий жизни на психо-физическую организацию человека и
значительно, и глубоко, но не безгранично. То, что невозможно для человека в силу
естественно-органических условий, очевидно, не может возникнуть и под влиянием
общественных условий. И, наоборот, то, что неизбежно в ходе жизни человека в силу
тех же естественно-органических условий, не может быть предотвращено и условиями
общественной жизни. В этом смысле природа ставит как бы максимальный и
минимальный пределы для культуры, для влияния общественных условий на человека
и соответственно для амплитуды хода самой общественной жизни. Вот почему,
рассматривая общество как реальную совокупность людей, и анализируя человека как
элемент общества, необходимо строго учитывать двойственную естественно-социаль-
ную природу человека.
Нам нет необходимости входить здесь в детали характеристики такой природы
человека. Это делается другими специальными науками и мы должны лишь
ориентироваться на их выводы. Поэтому здесь в развитие сказанного мы отметим
лишь некоторые стороны вопроса, имеющие значение для ясности последующего
изложения.
Как продукт естественно-органической эволюции человек представляет собой
животный организм. В силу этого он имеет определенное строение и подвержен
|