определенным внутренним органическим процессам. Он испытывает воздействия как
со стороны этих процессов, так и со стороны внешней среды и, борясь за свое
существование, рефлекторно или инстинктивно реагирует на такие воздействия. В
процессе этой жизненной борьбы он приспособляется к окружающей среде,
подвергаясь в результате этого медленным органическим изменениям.
Но человек не просто живой организм, а организм, обладающий относительно
развитой нервно-мозговой системой. Благодаря этому внутренние органические
процессы его жизни, а также те воздействия, которые он испытывает со стороны
внешней среды, значительно сложнее, чем у животных, лишенных нервно-мозговой
системы, а также чем у животных, не обладающих таким развитием ее.
В непосредственной связи с высоким развитием именно нервно-мозговой системы
стоит факт относительно высокого и сложного развития психических способностей
человека. Он способен не только ощущать, воспринимать, запоминать. Если и нельзя
утверждать, что естественному человеку [доступно] строить сколько-нибудь общие
понятия и мыслить в собственном смысле слова, то во всяком случае зачаточных
способностей к построению конкретных представлений и умозаключений за ним
отрицать уже нельзя. Он способен, далее, переживать многообразные эмоции,
способен чувствовать и в тех или иных пределах ставить себе цели².
1
Современная физиология не видит различия между рефлексами и инстинктами. Ср.:
Павлов И. П. Рефлекс цели; его же: Рефлекс свободы (та и др[угая| статьи. См. в сб.:
Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности
животных. М.П., Госуд. издательство, 1923, см. с. 204, 208 и ел. В дальнейшем
ссылки на работы акад. Павлова делаются по только что указанному сборнику.
2
Здесь мы употребляем термины и понятия психологии. Нам придется делать это
неоднократно и ниже. Ввиду этого считаем необходимым отметить следующее Наука о
психических явлениях или психология в обычном ее понимании, ввиду невозможности
объективно наблюдать эти явления, опирается, как на основной, на метод
интроспекции. Этот метод по самому существу своему ставит результаты исследования
в глубокую зависимость от субъективных свойств исследователя и, не поддаваясь
объективному контролю, делает их расплывчатыми, неопределенными и спорными.
Отсюда печальное состояние малой успешности исследований, которое мы
наблюдаем в обычной, т. е. субъективной психологии и которое открыто признается
самими психологами (ср., например, Simmel G. Soziologie [Berlin, 1908]). < ... >
Такое плачевное положение субъективной психологии за последнее десятилетие
вызвало к жизни направление, которое в лице одних авторов почти полностью, в
лице же других полностью порывает с традициями прежней психологии и на место
субъективного выдвигает объективный метод изучения психологической жизни
животных и человека. Это направление известно под названием или «бихе-
виоризма», или объективной психологии, или рефлексе [логии] и представлено
работами Торндайка, Паркера, Уотсона в Америке, Павлова с его школой и Бехте-
рева у нас, Кал< нрзб. > в Германии. Необходимо иметь в виду, что объективное
направление не отрицает факта существования психики, психической деятельности
и психических состояний. «Конечно, эти состояния есть для нас первостепенная
действительность, говорит один из самых блестящих и последовательных
представителей этого направления И. П. Павлов. Они направляют нашу
ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития» (см.:
Павлов И. П. Объективное изучение высшей нервной деятельности животных.
Цит. соч., с. 157; см. там же: Первые шаги на пути нового исследования, с. 40.
Дальнейшие шаги объективного анализа сложно-нервных явлений в сопоставлении с
субъективным пониманием тех же явлений см.: с. 64 и ел.). Речь идет лишь
0
Другом,
объективном методе изучения явлений. Сущность этого метода состоит
в
том, что
|