необходимостью следуя за предшествующими звеньями и сочетаясь с
совокупностью других условий, с такой же необходимостью влечет за собой
последующие звенья цепи событий.
Если иметь в виду ближайшие условия, непосредственным ответом на
которые является тот или иной акт поведения человека, то, как мы уже видели,
такими условиями или мотивами поведения служат всегда потребности. Мы
подчеркиваем, что потребности являются лишь ближайшими
непосредственными мотивами поведения, но никак не конечными и
последними, т [ак] к [ак] очевидно всегда должны существовать какие-то
условия, которые нарушают равновесие организма и порождают его
потребности. В каждый данный момент человек может испытывать ряд
потребностей. Но действовать он будет в соответствии с победившей или
победившими потребностями. Эти действующие потребности различны и притом
в различных отношениях. Поэтому конкретно будут различны, следовательно,
мотивы поведения.
Потребности могут быть осознанными или неосознанными. К первым
относятся те, возникновение, содержание и влияние которых проходит через
тот или иной контроль сознания. Ко вторым, наоборот, [относятся] те, влияние
которых остается вне поля сознания. В соответствии с этим все акты поведения
можно разделить на сознательные и бессознательные. К группе бессознательных
относится бесчисленное множество актов поведения, но по самому существу
своему они являются, как правило, простейшими, не затрагивающими обычное
течение жизни человека сколько-нибудь глубоко и серьезно. Причем к ним
принадлежат как различные рефлекторные действия, так и действия, которые
когда-то были сознательными, но потом в силу привычки превратились в
бессознательные. Из последнего положения ясно, что сознательные акты в
определенных условиях могут превращаться в бессознательные. Имеет место и
обратное явление. Акты, бывшие бессознательными, при осложнении обычных
привычных условии их протекания походят до сознания, становятся сознательными.
Обращаясь теперь к сознательным актам, нужно констатировать, что характер
контроля сознания в возникновении и влиянии потребностей и, соответственно, мотивов
поведения далеко не однороден. Иногда удовлетворение тех или иных потребностей
представляется как ясно осознанная определенная задача. В этом случае акт поведения
совершается по схеме «для того, чтобы», и мотивация имеет телеологический характер.
Причем по своей природе цели, которые здесь ставятся, могут быть или утилитарными,
например получение наибольшей хозяйственной выгоды, или гедонистическими,
например получение того или иного удовольствия, или, наконец, чисто объективными,
например получение того или иного научного, технического, художественного и т. д.
эффекта. Природа поставленной цели может иметь, разумеется, и сложный характер, т.
е. включать в себя соображения утилитарного и гедонистического, гедонистического и
объективного и т. п. порядка. Но не менее часто и, строго говоря, может быть даже
чаще удовлетворение потребности не осознается как определенная, ясно поставленная
цель. И тогда акт поведения совершается не по схеме «для того, чтобы», а по схеме
«потому, что». Такую схему мотивации можно назвать, в отличие от телеологической,
консе-кутивной или еще алогической. Последняя, в свою очередь, не однородна и
может быть разбита на подвиды. Во-первых, акты поведения на основе различных
потребностей могут совершаться так, а не иначе в силу подражания или социального
заражения. Так, нередко люди покупают платье данной моды, носят стрижку данного
типа и даже примыкают к тем или иным политическим, религиозным, эстетическим
течениям не в результате ясно осознанных целей или продуманных убеждений, а
потому, что так делают другие, потому, что это модно, современно, соответствует духу
|