времени и т. д.
Этот подвид консекутивной мотивации чрезвычайно распространен и с особой
ясностью наблюдается в случаях образования социальной толпы, возникновения
социальных эпидемий, в эпохи революций, войн и т. д. Его можно назвать предметной
мотивацией. Во-вторых, сознательные акты поведения нередко совершаются не по
телеологическим мотивам и даже иногда вопреки им в силу чисто принципиальных
оснований и потребностей. Сюда относятся все поступки, которые совершаются
независимо от их пользы, удовольствия, объективного эффекта лишь потому, что этого
требует Долг, честь, правосознание и т. д. Такой подвид консекутивной мотивации
называется принципиальной мотивацией. Наконец, в третьих, в огромном числе случаев
сознательные акты поведения соверщаются не по телеологическим и не по
принципиальным соображениям, и притом часто вопреки им, а по соображениям
наличных повелительных и непреодолимых обстоятельств и побуждений. Сюда
относятся акты, совершаемые вопреки рационально-целевым и принципиальным
мотивам в силу страха, голода, зависти, ревности, усталости, лени и т. д. Нетрудно
видеть, что в данном случае речь идет о поступках, которые в конечном счете
базируются на наиболее примитивных, но и наиболее мощных эмоционально
чувственных переживаниях человека. Этот подвид консекутивной мотивации можно
назвать основным *1*.
Т [аким] о [бразом], мы рассмотрели классификацию актов поведения в
зависимости от того, какое отношение те или иные потребности как мотивы
поведения имеют к сознанию и какой психический состав имеет место при
проявлении тех или иных действующих потребностей. Но мы знаем уже, что
независимо от этого потребности распадаются по определенным сферам человеческой
жизни. В соответствии с ними и акты поведения, какова бы ни была схема их
мотивации по признаку контроля сознания, распадаются (повтор) на определенные
области. Так, мы различаем акты, связанные с удовлетворением материальных и
духовных потребностей. Первые могут быть связаны с удовлетворением потребностей в
питании, в одежде, половых потребностей, потребностей в самозащите. Вторые, в
свою очередь, могут быть связаны с удовлетворением познавательных, религиозных,
эстетических потребностей, потребностей общения и т. д.
Но с каким бы видом потребностей ни было связано поведение человека,
непосредственно оно может состоять или в самом удовлетворении потребностей
или, наоборот, лишь в создании условий, необходимых для их удовлетворения. Это
подразделение актов человеческого поведения, как мы увидим совершенно отчетливо
ниже, имеет огромное познавательное значение. Здесь же лишь заметим, что
значительная часть человеческой деятельности состоит не в непосредственном
удовлетворении потребностей, а именно в создании условий их удовлетворения, и
что, чем выше уровень культурного развития человечества, тем шире сфера такой
посредствующей деятельности.
Акты поведения различаются между собой и по внешней форме. Они являются или
актами действия (facere) в узком смысле слова или, наоборот, актами недействия,
воздержания от действия (non facere)*2*. При этом последние могут иметь один
из двух оттенков. Или они являются актами простого воздержания от действия
(abstinere), например актом воздержания от купли, продажи, актом
воздержания от потребления алкоголя, от чтения какой-либо книги и т. д. Или же они
являются актами воздержания в сознании задачи и долга терпения (pati). Таковы,
например, акты воздержания от действий в случае наносимых оскорблений и
притеснений и притом воздержания в сознании, что так следует, нравственно и
правильно поступ [ать].
|