Наконец, акты человеческого поведения непосредственно могут быть
направлены по различным адресам. Они могут быть направлены на внешнюю природу.
Многие потребности, в особенности т[ак] называемые] материальные потребности,
могут быть удовлетворены лишь в результате утилизации или, [говоря] шире,
вовлечения в круг действия предметов внешней природы. Они могут быть направлены
непосредственно на других людей. Это мы наблюдаем, например в случаях, когда
читается лекция, выпускается газета, организуется профессиональный союз и т. д.
Они могут быть адресованы тем или иным мистическим существам, отвлеченным
началам и т. п., что имеет место при некоторых религиозных, магических и т. п. ритуалах.
Они могут быть, наконец, обращены человеком к самому себе.
Если теперь объединить сказанное о систематике актов поведения, то мы получим
следующую общую схему [см. схему].
Из всего изложенного выше мы видим, что акты человеческого поведения
чрезвычайно многообразны. Если учитывать все их, от великого до ничтожного
включительно, то легко видеть, что всякий человек ежедневно и еженедельно
совершает бесчисленное множество их. Они располагаются у него при этом сложными
связными сериями. Каждый человек известные виды и формы своего поведения
считает как бы основными для себя и более или менее преемственно возобновляет их
изо дня в день, из недели в неделю и т. д. Так почти каждый человек имеет те или иные
регулярные занятия. Каждый человек ежедневно проделывает известный цикл актов
своего домашнего обихода, более или менее регулярно отдается отдыху,
удовольствиям и т. д. Но в то же время каждая из таких цепей его регулярных актов
поведения всегда осложняется и обогащается бесчисленным множеством мелких
привходящих иррегулярных актов: например, он случайно встречает старого знакомого
на улице и вступает с ним в разговор, обнаруживает в трамвае, что забыл кошелек дома
и имеет инцидент с кондуктором, делается зрителем или даже участником какого-либо
происшествия на площади, запаздывает на занятия и получает выговор от начальства и
т. д. Иногда же регулярное течение цепей его поведения потрясается и даже совершенно
прерывается и он становится участником громадных событий, как стачка, война,
революция и т. д.
Не все акты поведения людей сами по себе имеют социальную природу или только
социальную природу. Многие из них имеют чисто органические корни и только
органическое значение. Актами социальной природы являются лишь те, которые или
имеют социальные условия своего возникновения, или, имея иные источники
происхождения, зависят от социальных условий по форме своего совершения, или,
наконец, те, которые независимо от двух первых УСЛОВИЙ имеют определенные
социальные последствия. И, строго говоря, они будут социальными каждый раз в той
мере, в какой обязаны общественным условиям своим возникновением и своей формой
или в какой оказывают воздействие на эти условия. Социальная или несоциальная
природа актов поведения определяется тем, находятся ли эти акты поведения в связи и
взаимодействии с потоками актов поведения других людей данного общества.
3
Раз дана совокупность людей, раз эти люди совершают многообразные акты
поведения, то неизбежно на почве такого поведения они вступают между собою в
различные связи. Именно в силу таких связей между людьми их совокупность и
выступает как реальная совокупность, выступает как общество.
Характер связей, существующих в обществе, естественно всегда находится в тесном
соответствии со структурой потребностей людей и с типом тех актов поведения,
которые они предпринимают для удовлетворения потребностей. Вместе с тем эти связи
|