несомненным результатом не только чисто материальной связи сотрудничающих и
технических преимуществ сотрудничества, но также и указанной психической связи.
Наконец, связь участников сотрудничества содержит в себе и некоторые идеальные
элементы. Действительно, мы видим, что между ними существуют реальные
материально-психические связи взаимодействия. Этот факт связи, факт
сопринадлежности каждого из участников сотрудничества к связанной совокупности, в
той или иной мере осознается ими. Самый процесс осознания является, как говорилось,
психическим процессом и элементом психического взаимодействия. Но получающееся в
результате этого понятие о связи и сопринадлежности отдельных лиц к совокупности
по своему содержанию является уже не психическим, а идеально-логическим
феноменом. И ясно, что чем прочнее реальные связи, тем интенсивнее психический
процесс взаимодействия, тем больше оснований для выявления идей связи в сознании
отдельных участников сотрудничества. И обратно, чем сильнее будет выявлен
идеальный момент связи, тем теснее и прочнее может быть реальная связь.
Итак, анализ приводит нас к заключению, что непосредственные связи при
сотрудничестве необходимо и одновременно содержат в себе материальный,
психический и идеальный моменты. Нужно сказать теперь, что, по существу, то же
самое наблюдаем мы и во всех других случаях непосредственных связей. Основные
различия сводятся здесь лишь к особенности класса актов поведения, на основе
которых возникают связи, к интенсивности связей, к различному относительному
значению отдельных из указанных моментов. Так, если взять, например, связи на почве
выполнения религиозного ритуала, коллективных игр, политических действий и т. п.,
то мы увидим, что здесь материальная связь, названная выше первичной, отсутствует,
но вторичная материальная связь имеет полную силу, так как почти каждый акт
участника связи облекается в ту или иную материальную форму и лишь при этих
условиях он отвечает предъявляемому к нему требованию. Однако и в связи со
сказанным, и в силу природы относящихся сюда актов поведения здесь с гораздо
большей силой выступает психическое взаимодействие, взаимообмен идеями и
верованиями, взаимозаражение эмоциями и чувствами. Равным образом яснее
выступает здесь и идеальный момент связи в виде связывающей участников
взаимодействия идеи сопринадлежности к единой системе верований, к тому или иному
кругу политических идей и т. д.
Однако люди находятся, хотя и в то же время, но в разных географических пунктах
или даже в различных пунктах и в различное время. И тем не менее связь между ними
может существовать
и
существует. В отличие от рассмотренного выше типа мы назовем
ее опосредованной. Причем, она, в свою очередь, имеет два различных и весьма
важных вида. Прежде всего можно говорить об опосредственной связи между людьми,
хотя и разделенных географически, но действующих в общем в одно и то же время. Как
и в случае непосредственной связи, здесь связь может возникать на почве любых актов-
поведения. Поэтому для ясности возьмем для более детального рассмотрения связь на
почве сотрудничества и разделения труда. Возьмем, например, крестьян, производящих
в деревне лен, рабочих, перерабатывающих его в городе в пряжу, и рабочих,
перерабатывающих пряжу в другом городе в холст. Совершенно бесспорно, что между
всеми этими людьми, хотя и разделенными географически, будет существовать
разделение труда, будет существовать и связь. Связь эта имеет прежде всего
материальный характер. Так, ее существование предполагает материальный процесс
производства как в городе, так и в деревне, материальное передвижение льна, пряжи и
холста. Но эти материальные связи, эти новые условия существования участвующих в
сотрудничестве лиц одновременно предполагают у них известные психические
переживания, состоящие в понимании механизма связи и его требований, в
сопровождающих его эмоциях, чувствах и волевых усилиях. И поскольку неизбежен
|