этот психический процесс, поскольку он приводит к более или менее отчетливому
выяснению в сознании участников сотрудничества его наличия, строения и значения,
постольку, очевидно, кристаллизуется самая идея связи, т. е. имеет место и идеальная
сторона ее. Наконец, легко видеть, что анализируемая связь неизбежно имеет характер
двусторонний, представляет собой опосредственное взаимодействие, т. к. объем,
темпы, качество и т. д. действий любой группы участников сотрудничества теми или
иными путями порождают соответствующую реакцию со стороны других. Эта реакция
выражается в понижении или повышении цен на продукт, в отказе принимать его или,
наоборот, в усиленных требованиях его и т. п. Очевидно, что такие реакции
представляют собой наряду с основной связью сотрудничества ряд новых цепей
взаимодействия, которые в свою очередь предполагают материальную связь между
людьми (сообщение почтой, телеграфом и т.д.), заявлений и требований,
соответствующие психические процессы на той и другой стороне и те идеи, которые
формируются на основе этих процессов. Таким образом, и в случае сотрудничества на
расстоянии мы вскрываем в составе связи те же три неотделимые стороны:
материальную, психическую и идеальную. Но можно без преувеличения сказать, что
значительная часть всей деятельности в сфере физического труда в обществе (а эта
сфера чрезвычайно велика) опирается на начала сотрудничества людей, или
находящихся вместе или в условиях географического разделения*5*. Следовательно,
все общество как толстыми канатами как бы пронизано рассмотренными связями.
Вместе с тем почти вся область умственного и, в частности, научного труда в обществе
протекает в условиях указанного опосредствованного взаимодействия. Правда, здесь не
с такой отчетливостью выступает момент материальной связи. Но все же он, хотя и в
иной форме, есть. Работа ученого в лаборатории или у себя в кабинете протекает в
условиях непрерывного наблюдения за тем, что делается другими учеными в данной и
в смежных областях. А это предполагает ряд материальных процессов: процесс
написания соответствующих работ, их публикацию, передвижение напечатанной
литературы, ее чтение и т. д. Вместе с тем здесь несомненно значительно сложнее
присущие связи психические моменты и отчетливее отделпают идеальные моменты, так
как по самому существу речь идет о распространении и защите той или иной суммы
идей. Но опосредствованную связь в виде взаимодействия мы находим не только да
почве различных видов сотрудничества, а также на почве актов поведения в области
религии, искусства, политической деятельности и т. д. Иначе говоря, эти связи
охватывают все стороны человеческой деятельности. И именно они делают связанной
совокупностью или обществом не только людей, которые живут в данное время, в
данном месте и, следовательно, могут непосредственно видеть, слышать друг друга, но
и людей, живущих в данное время в условиях географического разделения. Отсюда с
полной ясностью выступают такие социальные функции различных материальных
средств сообщения, как водные пути, дороги, почта, телеграф, телефон, радио и т. д.
Очевидно, что чем совершеннее эти средства, тем интенсивнее может быть социальная
связь физически разделенных людей, тем шире могут простираться границы единой
реальной совокупности общества.
Однако сказанным формы связи между людьми не исчерпываются. Наряду с
опосредствованной связью-взаимодействием необходимо выделить
опосредствованную связь-воздействие. Когда в каждый данный момент живущие люди
совершают акты физического труда, они пользуются орудиями и средствами
производства, организационными методами и навыками, перешедшими от предыдущих
поколений. Когда они совершают акты умственного труда, они опираются на сумму
идей, добытых этими поколениями и зафиксированных в книгах, журналах.
Когда они проявляют себя в сфере искусства, религии, политики, права и т. д., они
отправляются от совокупности тех верований, тех достижений и духовных течений,
которые перешли от прошлого. Совершенно ясно, поэтому, что каждое данное поколе-
|