идея, которая из индивидуальной стала в той или иной степени коллективной, то есть
получила признание многих. Эти многие не обязательно все общество: всеобщее
признание получают лишь редкие идеи, за которые говорит действительно всеобщий,
относительно простой и устойчивый опыт. Таковы, например, некоторые научные, в
частности математические идеи. Как правило же, те или иные идеи получают признание
лишь в известных общественных кругах. Но и в этом случае они оказываются
коллективным достоянием.
Становясь коллективной, идея или совершенно теряет связь с лицом (или лицами),
впервые сформулировавшим ее. В таком случае мы будем иметь перед собой проявление
закона деперсонификации в полной мере. Это имеет место, например, в отношении
различных религиозных догматов, произведений устной поэзии, норм обычного права
и т.д. Или она сохраняет связь с автором, существуя, однако, уже независимо от него,
независимо от того, жив он лично или нет, продолжает он ее защищать по-прежнему
или нет.
В этом отрыве идей от породивших их лиц, а также от судьбы отдельных лиц,
разделяющих их, проявляется один из самых основных признаков коллективно-
социальной природы идей, живущих в обществе. Действительно, как лица,
формулировавшие идею, так и отдельные лица из разделяющих ее, могут жить и
умереть, могут по-прежнему защищать эту идею или не защищать и даже отказываться
от нее, она продолжает свое бытие, пока существуют соответствующие социальные
условия, пока она отвечает наличному коллективному опыту и, соответственно, пока
не появятся новые идеи, которые ее вытеснят и заменят. Тогда она отойдет в историю.
Так Кант, Маркс и др. умерли, отдельные кантианцы и марксисты жили и умирали,
защищали свои идеи или отказывались от них. Но идеи Канта, Маркса и др.
продолжают жить.
Другим признаком надиндивидуальной коллективной природы рассматриваемых
идей является то сопротивление со стороны окружающей среды, принимающей данные
идеи, которое встречает попытка со стороны отдельного лица отступить от них,
изменить или упразднить их. Для доказательства достаточно напомнить события из
истории религиозных расколов, политической борьбы, из истории борьбы новых
научных идей, пытавшихся вытеснить прежние господствовавшие идеи. Эти факты
убедительно показывают, что существующая в данном обществе или в той или иной его
части система идей является не чем-то внешним и иллюзорным, а совершенно
объективным фактом, имеющим определенные и прочные связи со всей системой
общественной жизни и поведения людей.
Мы назвали господствующие в обществе идеи системой идей. Так оно и есть в
действительности. Наличные коллективные идеи*8* на практике представляют собой
не хаотическую сумму, а организованную систему или, точнее, системы идей. Эта
организованность их сказывается прежде всего в том, что идеи более или менее отчет-
ливо дифференцируются по специальным областям жизни и деятельности, к которым
они имеют отношение. Отсюда именно мы и говорим о научных, религиозных, правовых,
эстетических и т.п. идеях, учениях и верованиях. С другой стороны, в пределах каждой
такой области они всегда имеют внутреннюю иерархию по степени общности,
важности, актуальности. Причем в одной и той же области, например в области
политических или религиозных идей, мы можем наблюдать две и даже более
сосуществующие мирно или, наоборот, конфликтно системы идей. Такая организация
идей является отражением, с одной стороны, внутренней логики строения и связи
каждой данной сферы идей. Но, с другой стороны, как будет видно дальше, она
является отражением строения самого общества, (повтор) и соответственно организации
всего общественного поведения.
|