Система идей как таковых не имеет пространственно временного бытия. Но она
находит символическое отображение в языке, в печати, в памятниках искусства. Здесь
они как бы застывают в неизменном и потенциальном виде. Живыми и
действительными они становятся конкретно лишь тогда, когда индивидуальное
сознание человека под влиянием указанных материальных символов и отображении
идей или под влиянием внутренних психических процессов воспроизводит их. Тогда они
выступают как фактор стимулирования, ориентации и связи актов человеческого
поведения; тогда, преломляясь через индивидуальную психику, они становятся социаль-
ными силами. Разумеется, каждое индивидуальное сознание, создавая идею или
воспроизводя уже наличную коллективную идею, всегда допускает известную,
большую или меньшую долю индивидуализма и партикуляризма. Но если это
индивидуальное сознание или только наслоение не превращается в коллективное, оно
проходит с общественной точки зрения более или менее бесследно и исчезает.
Выживает и входит в систему коллективных идей, как мы видели, лишь то, что
становится коллективным продуктом создания или, по крайней мере, признания.
5
Но процесс взаимодействия имеет не только идеальную, но и психическую сторону.
Поэтому, если бы мы обратили внимание не на самый процесс и механизм
установления и связи, а взяли бы поток связей и взаимодействия, произвели бы
поперечный или продольно-временной разрез его, то должны были бы обнаружить, что
вместе с идеологическим рядом существует и ряд коллективно-психический. Сюда
относятся коллективные представления, чувства, эмоции, волевые устремления. Как и
о коллективных идеях, о коллективных чувствах, эмоциях, волевых импульсах равным
образом не может быть речи в том смысле, что есть коллективное существо,
переживающее эти чувства, эмоции и т.п. Чувства и эмоции переживают конкретные
люди. И если речь идет о коллективных представлениях, чувствах, эмоциях, то лишь в
том смысле, что в определенных условиях чувственно-эмоциональные и волевые
переживания связанных между собой индивидов А, В, С, D... оказываются друг Другу
близкими, созвучными; они друг друга усиливают и увлекают, и притом так, что
отдельный индивид не в состоянии противостоять такому общему потоку, не в
состоянии приостановить или повернуть
ег
°> увлекается им и увлекает за собой других.
Реальность таких коллективных психических переживаний в условиях общественной
жизни оспаривать нельзя. Наиболее ярко они проявляются в эпохи революций и
вообще национальных подъемов Или, наоборот, в эпохи национального упадка, в сценах
религиозного кстаза, сильных действий театра, в явлениях различных видов толпы и
вообще всюду, где обнаруживается влияние массового гипноза, внушения, заражения и
подражания. Однако в менее ярких формах они имеют место и в обыденной
общественной жизни, т.к. и в ней на каждом шагу обнаруживают свое действие
внушение, заражение, подражание.
Почвой для таких коллективно-психических переживаний служит прежде всего в
основном единство био-психической организации человека и отсюда способность ее
единообразно реагировать на соответствующие раздражители. Как мы уже говорили и
как увидим еще ниже, био-психическая организация человека находится под
сильнейшим воздействием общественных условий жизни. Следовательно, склонность к
коллективизму переживаний прививается самой био-психической организации
человека условиями коллективной жизни. С другой стороны, та же общественная среда
в процессе взаимодействия людей ставит их в среду общих и сильно действующих
раздражителей, т.к. среди этих раздражителей выступают окружающие люди с их
поведением, с их идеями, радостями и страданиями. Отсюда понятно, почему в этих
условиях и реакции, сначала в виде переживаний, чувств и эмоций, а затем в виде дей-
ствий, под влиянием внушения и заражения со стороны окружающей общественной
|