среды принимают коллективный характер.
Таким образом, реальность коллективно-психического ряда общества нужно
признать. В сущности его изучением и занимается специальная наука, известная под
именем коллективной психологии. Однако, если идеи поддаются точному и
объективному констатированию и выражению, то этого нельзя сказать о коллективно-
психических переживаниях. И если тем не менее даже при изучении идей возникают
затруднения в связи с разграничением чисто индивидуальных и коллективных идей, то
при изучении коллективно-психических переживаний разграничить их от
индивидуальных в значительной мере просто невозможно. Это еще более или менее
доступно там и тогда, где и когда коллективно-психические переживания выступают с
большой силой и яркостью, как в случаях массового экстаза, паники и т.п. Но в
нормальных условиях повседневной жизни общества этого нет и коллективно-
психические переживания, хотя они несомненно имеют место, неуловимы. Их не-
возможно ни систематизировать, ни точно описать, ни поставить в связь с другими
явлениями. В этом отношении коллективная психология, пытающаяся исследовать
коллективно-психические явления как таковые субъективным методом, разделяет
печальную судьбу индивидуальной психологии: не будучи в состоянии точно и
объективно констатировать факты, она не в состоянии получить и точных объективных
выводов. Как и в случае с субъективной психологией, выход приходится ожидать от
перехода к изучению закономерных отношений между внешними раздражителями и
массовыми акциями или массовым поведением человека, т.е. от перехода к
объективному методу коллективной рефлексологии. Однако, во-первых, такая
дисциплина еще не сложилась, а во-вторых, она была бы тогда изучением не
коллективно-психического ряда как такового, а ряда социального*9*. Это не было бы,
конечно, отрицанием реальности коллективно-психического ряда, а лишь
методологическим преодолением трудностей его непосредственного изучения. Из
сказанного можно сделать во всяком случае следующий методологический вывод: на
данной стадии знания при изучении общества следует избегать выражать явления в
терминах коллективно-психического ряда, тем более следует избегать объяснения
других явлений через явления этого ряда; но вместе с тем всегда необходимо учитывать
его существование и там, где это безусловно необходимо и по состоянию наших знаний
возможно, следует пользоваться и категориями этого ряда.
6
Человеческие отношения и связи, как мы видели выше, всегда имеют свою
материально-физическую сторону. Акты поведения и, в частности, трудовые акты,
направленные на вещи природы, материально связывают людей через систему тех
самых вещей, которые подвергаются их физическому воздействию. Связи на почве
познавательной, религиозной, эстетической и т.п. деятельности в силу того, что идеи,
представления, чувства и эмоции не могут передаваться иначе, как при посредстве
элементов материального характера, равным образом предполагают материально-
физическое воздействие людей друг на друга при помощи жестов, звуков, красок и т.д.
Вот почему представляется, казалось бы, понятным и естественным, что в структуру
общества входят и вещи с той же необходимостью, как входят идеи и коллективно-
психические переживания
5
.
5
Ср.: Бухарин Н. Цит. соч. С. 146 и сл.*10*
Однако это представляется понятным и ясным лишь на первый взгляд. При более
внимательном изучении вопроса оказывается чрезвычайно трудным сказать, входят ли
в состав общества также и вещи, и если входят, то какие именно и в каком смысле.
Можно сказать, большинство социологов и социологических школ или отвечают на
этот вопрос прямо отрицательно или же обходят его молчанием. Однако, по существу,
|