семейному положению, о группах по районам жизни и деятельности, о социальных
классах как общественных группах, о профессиональных группах, о группах по
общности религиозных, научных, эстетических и политических воззрений и т. д.
Достаточно, однако, приведенного перечня тех группировок, которые легко
обнаружить в обществе, а перечень этот далеко не полный, чтобы заметить, что
общественные группы по своей природе во многих отношениях глубоко различны.
Совершенно ясно прежде всего, что группы эти различны по основаниям и причинам
своего происхождения. В то время, как одни из них имеют свои корни в
биологических, естественных условиях и, следовательно, как бы навязаны обществу
извне (группировки по полу, возрасту), другие имеют сложные био-социальные основы
(по семейному положению, по расовым признакам), третьи, наконец, возникают в ходе
жизни самого общества под влиянием общественных условий (классы и профессии,
религиозные, научные и другие группы). Нетрудно далее видеть, что одни из этих
групп как таковые представляют собой в свою очередь реальные совокупности. Это
значит, что между их членами существует реальная связь и взаимодействие и притом в
пределах данной группы на основе тех форм и видов деятельности, которые
характеризуют именно данную группу. Такими группами реальными совокупностями
можно считать, например, классы, профессии, религиозные, научные и т. п. группы.
Общество может иметь и, как правило, имеет не одну, а ряд таких групп данного рода,
т. е. оно имеет ряд классов, ряд профессий и т. д. Причем, каждая такая группа
реальная совокупность в свою очередь обычно делится по тому или иному признаку на
подгруппы, т. е. имеет известную внутреннюю структуру. В этом отношении нужно
различать группы с оформленной внутренней организацией (политические партии,
религиозные группы) и группы, у которых такая оформленная организация может быть,
но может и отсутствовать (профессии, научные группировки и т. п.). В известной связи
с этим одни из таких групп реальных совокупностей представляют собой не только
определенное целое, но вместе с тем и телеологическое целое, телеологическое единст-
во, т. е. целое, субординированное в конечном счете единому Руководящему центру.
Таковы, например, политические партии, Религиозные группы *11*. Наоборот, другие
группы хотя и являются Реальной совокупностью, но при наличии лишь
неоформленной внутренней организации представляют собой лишь целое в виде
системы (классы, профессии) или даже вообще не являются Целым, как, например,
неорганизованные группы, связанные общностью научных и эстетических воззрений,
общностью национальных признаков, общностью языка. В отношении общества в
целом рассматриваемые группы являются вторичными совокупностями, т.е. по своему
охвату и содержанию они являются не объемлющими, а объемлемыми совокупностями
второго, третьего и т. д. порядка. По размерам, устойчивости и длительности своего
существования они обнаруживают очень значительный диапазон колебаний.
Государственная группировка, например, охватывает в сущности в специальном разрезе
все общество и имеет чрезвычайно устойчивый характер и длительное существование.
Классовое деление рассекает общество на крупнейшие части и имеет исторически
столь же устойчивый характер. Религиозные группировки могут охватывать
значительную часть общества и одновременно вторгаться в пределы других обществ,
обнаруживая столь же высокую и, может быть, даже большую степень устойчивости и
длительности существования, как и государство и классы. С другой стороны какая-
либо группа на основе общности научных или эстетических воззрений может
объединять очень небольшое число членов. Современная семья обнимает всего
несколько человек. Группы могут быть не только малочисленными, но (текст
обрывается).
|