единого потока конкретных действий людей. Образ жизни придает существованию
общества индивидуальные черты и соединяет личность с обществом, т. к.
непосредственная деятельность людей в значительной мере предопределена
условиями, созданными прошлой деятельностью, среди которых главная роль
принадлежит общественным отношениям. Понятие образа жизни акцентирует единство
деятельности и общественных отношений, способ интериоризации индивидом со-
циальных условий своего существования.
Даже беглое знакомство с обширной литературой, посвященной образу жизни,
позволяет сделать вывод о противоречивости его природы: с одной стороны,
проблемным полем данного понятия служит непосредственное эмпирическое
осуществление жизнедеятельности людей, а с другой логика познания образа жизни
раскрывается на основе теоретического отражения общества как целостности.
Понятие «целое» часто встречается в социологическом словаре К. Маркса. Так,
предметом исследования в «Капитале» служит общественно-определенное
«производство индивидов», выступающее «органическим целым» (Totalitat).
Органическая целостность («тотальность») есть такое конкретно-историческое
единство, в котором каждый из его моментов (предметно-вещественные компоненты
общества, индивиды, их деятельность и отношения) обусловлен в своем существовании
другими и конкретно-исторические формы существования которого предстают как
результат взаимо-полагания и соотнесенности как этих моментов между собой, так и их
определенных состояний во времени. Органическая целостность обладает
субстанциональным характером и не может рассматриваться в отвлечении от своего
субстрата. При этом целое, части которого находятся в упорядоченной,
субординированной связи, обладает такими характеристиками, которых нет ни у каж-
дого в отдельности, ни у их суммы, но которые возникают в результате их
взаимодействия.
Реальность, отражаемая понятием «органическая целостность» («тотальность»), есть
в первую очередь множество единство от-дельностей, имеющих собственную
структуру. «Тотальность» необходима К. Марксу для следующего: если обществу
дается характеристика тотальности, то началом и основанием мысли об обществе будет
само целое; общество (органическая целостность) мыслится в виде множества
связанных определенным образом частей, его специфика есть главным образом
специфика образующих ансамбль отношений.
Механизм превращения ансамбля общественных отношений в органическую
целостность предстает в социальной философии марксизма как универсальное
разделение труда, обусловленное порождением общественных потребностей и
развитием предметного содержания деятельности. На определенном историческом
этапе, в своем зрелом виде ансамбль общественных отношений представляет собой
существенную и всеобщую форму деятельности общества, всеобщий способ
организации и функционирования совокупной деятельности людей. В качестве закона
организации целостности общества ансамбль отношений есть всеобщий способ
дифференциации и кооперации деятельности общностей и индивидов, а в качестве
закона функционирования целостности он постоянно воспроизводится как
необходимое условие и предпосылка деятельности людей в обществе. В
социологической теории ансамбль общественных отношений играет роль своего рода
«кристаллизации», «квинтэссенции» социума: он выступает как историческая форма,
фиксирующая определенную ступень развития человеческой деятельности,
выражающая ее специфическую, историческую определенность.
Иными словами, органическая целостность полагается фундаментальной
реальностью общества, через которую можно объяснить все остальное. В русле
|