субъектов. Образ жизни является здесь единством обоих (в общем случае многих)
субъектов.
Субъекты, если они выступают независимо друг от друга, не представляют собой
полюсов отношения своих деятельностей. В этом случае образ жизни не существовал
бы. Если субъекты взяты как изолированные, то целостность и единство образа жизни
представляют собой лишь пустые названия. Но в силу того, что существует целостность
образа жизни, обе деятельности оказываются присущими обоим субъектам, обе
деятельности распределяются между сторонами отношения, и каждая деятельность
вступает в соотношение с другой деятельностью в образе жизни каждого субъекта.
В образе жизни субъекты нераздельны и каждый из них имеет реальность только в
деятельностном отношении с другим. Деятель-ностная определенность каждого субъекта
представляет собой субъективную деятельность; она определяется данным субъектом.
И поэтому каждый из субъектов находится в «деятельностном равновесии» с другим.
Однако это равновесие неустойчиво и непрочно. Изменение детельностей друг по
отношению к другу есть реализация образа жизни и в то же время развертывание его
противоречия системы различий субъектов.
Образ жизни неотделим от деятельностного равновесия субъектов. В этом смысле
образ жизни есть деятельностный механизм снятия различий субъектов, то есть образ
жизни представляет собой процесс разрешения своего внутреннего противоречия. Так
как деятельностное равновесие само снимает свое противоречие, то оно перманентно
переходит из одного состояния в другое. Это как раз и означает, что образ жизни есть
отрицательное отношение с собой.
Образ жизни внешним образом соединяет в некое целое существующих друг вне
друга самостоятельных социальных субъектов. В образе жизни нет никакого другого
содержания, кроме самого явления.
Образ жизни есть отвлеченное понятие общего свойства социальных субъектов,
собирающее все явления деятельности под одно общее понятие. Главное в определении
это связь с деятельностью. Ограничиваясь понятием образа жизни для
характеристики деятельности социальных субъектов, мы тем самым выражаем свое не-
знание сущности этих процессов. Образов жизни можно установить столько, сколько
существует типов организации социального взаимодействия субъектов. Точнее говоря,
образ жизни обозначает наличие определенного типа организации социального
взаимодействия. Образ жизни походит на идиоматическое выражение, полное смысла и
глубины только в породившем его языке деятельности и целостности, но становящееся
бессмысленным при дословном переводе.
1
Капустин Б. Г. Неомарксистская социология: поворот или кризис? // Со-
циол. исслед. 1986, ¹ 3. С. 71.
2
М
а r х К. Das Kapital // Marx К., Engels F. Gesamtausgabe: MEGA Berlin,
Diedz, 1987. Abt. 2. Bd. 6. S. 106.
3
Левыкин И, Т., Дридзе Т: М., Орлова Э. А. и др. Теоретико-мето-
дологические основы комплексного исследования социалистического образа
жизни // Вопросы философии. 1981, ¹ 11. С. 53.
4
Социалистический образ жизни // Абалкин Л. И., Алексеева В. Г. Вишневс-
кий С. С. и др.; редкол.: Вишневский С. С., Руткевич М. Н., Тощенко Ж. Т 2-
е изд., доп. М., 1984. С. 12.
5
Образ жизни в условиях социализма (Теоретико-медотологическое иссле-
дование) // Арнольдов А. И. (отв. ред.), Ципко А. С., Орлова Э. А. М.,
1984. С. 45.
6
Weber M. Die Objektivitat sozialwissenschaftler und sozialpolitischer Erken-
|