ДЕТСТВО
- термин, означающий начальные периоды онтогенеза - от рождения до возраста
подросткового (в расширенном смысле - до появления возможности включения во взрослую жизнь).
Согласно принятой периодизации, детство охватывает:
1) младенчество - от рождения до одного года;
2) детство раннее - от 1 до 3 лет;
3) возраст дошкольный - от 4 до 6-7 лет;
4) возраст школьный младший - от 6-7 до 10-11 лет. Детство сменяют отрочество и юность, кои
предшествуют периоду социальной зрелости. Исследования психологов и данные этнографии о
развитии детей в различных обществах способствовали преодолению долго господствовавших
представлений о детстве как о «натуральной стадии», обладающей некими универсальными для всех
времен и народов свойствами. Показано, что, как социокультурный феномен, детство носит конкретно-
исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства состоит в
подготовке человека к взрослому самостоятельному труду; она определяет специфику возрастной
дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных
периодов детства также влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности
общества, где растет ребенок, и в первую очередь - система общественного воспитания: по мере
интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание
верхних возрастных границ. Внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности,
задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся
человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что
складывающиеся в детстве психологические новообразования имеют непреходящее значение для
развития способностей и формирования личности.
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
- наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с
физическими и психическими недостатками, а также вопросы их обучения и воспитания (=> психология
специальная).
ДЕЦЕНТРАЦИЯ - механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении
позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от
собственной. Понятие децентрации - одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж.
Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития
личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное (->
интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе коего происходит
столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов,
понятий и представлений. Формирование навыков децентрации лежит в основе способности субъекта к
принятию роли другого человека; оно связано с уровнем развития когнитивной эмпатии, определяет
эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к децентрации может
существенно изменяться с возрастом, возрастая от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к
старости. Она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: в профессиональном
взаимодействии она обычно реализуется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Существенное
снижение способности к децентрации может служить признаком развивающейся невротизации, тогда
как исходно недостаточное ее развитие - важный фактор в генезисе некоих заболеваний психических, в
частности шизофрении.
ДЕЯНИЕ
- форма проявления активности субъекта, определяемая ее социально значимыми
результатами, ответственность за кои несет сам субъект, - даже когда они выходят за рамки его
намерений. Персональная ответственность субъекта деяния определяется на основании конкретных
общественно-исторических критериев оценки его потенций предвидеть последствия своей активности.
Деяние являет собой конкретную форму единства психологического и социологического описания
активности субъекта, и его можно использовать как единицу психологического анализа личности.
Посредством деяний обеспечивается персонализация индивида в системе отношений межличностных.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним
миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои
потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация
опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Уже на относительно ранних
|