воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности,
благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические
предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами
объектов - раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не
любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь
человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в
ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и
нормах социальных. Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта,
как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями,
целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; и в смысле
личностном-«значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.
При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:
1) генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная
деятельность совместная, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе коей
происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;
2) структурно-функциональный
-
в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит
принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные
свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами деятельности
подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются
содержание отражения психического, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид
регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);
3) динамический - здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие
движение самой деятельности: активность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности и
появление ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в
изменчивой реальности. Деятельность производится на базе психофизиологических механизмов,
изученных в русле физиологии активности (-> концепция уровней построения движений), теории
систем функциональных (-> акцептор результатов действия) и представлений о системной организации
функций психических высших.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ
- Важен вопрос о соотношении категорий деятельности и
общения. Хотя каждая из них самостоятельна, следует отметить, что в ходе деятельности раскрываются
отношения типа субъект-объект - мир предметный человеческого бытия, а в ходе общения - отношения
типа субъект-субъект - межличностные отношения людей, отношения человека к обществу. В
психологии социальной есть постулат о единстве общения и деятельности, но его содержание
раскрывается неоднозначно. С одной стороны, общение рассматривается как сторона деятельности; с
другой, деятельность и общение полагаются двумя сторонами человеческого бытия и образа жизни.
Иногда общение рассматривается как самостоятельный вид деятельности со своими особыми мотивами,
действиями и операциями. В целом принцип органического единства деятельности и общения,
разработанный в отечественной психологии социальной, позволяет утверждать, что посредством
общения деятельность и организуется и обогащается, в ней возникают новые межчеловеческие ¹ связи и
отношения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТИЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
- устойчивая индивидуально-
специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения
некоей деятельности. Достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных
задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не
результативностью. Возможность разных стилей деятельности индивидуальных заключена в
существовании «зоны операциональной неопределенности», допускающей выбор разных способов
выполнения деятельности. Интенсивность мотивации деятельности определяет наличие и степень
выраженности стиля деятельности индивидуального. Он позволяет людям с разными особенностями
системы нервной, разной структурой способностей, темперамента и характера добиваться равной
эффективности при выполнении деятельности разными способами, компенсируя индивидуальные
особенности, препятствующие достижению успеха, процессом, но не его результативностью. В то же
время он может быть неоптимальным с позиции эффективности деятельности. Например, при
|