Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 599 
Next page End  

надобности работать в повышенном темпе человек с подвижным типом системы нервной может решать
задачи на основе своей способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к
другому; а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание,
систематичность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРОЕНИЕ (макроструктура) - деятельность имеет сложное иерархическое
строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней:
4) деятельности особенные, или особые виды деятельности;
3) действия;
2) операции;
1) функции психофизиологические. С уровнями 1-3 связано обсуждение преимущественно
операционально-технических аспектов деятельности. При переходе от уровня действий вверх
обнаруживается другой круг проблем, много более близких к проблемам личности. С позиции структуры
в деятельности принято выделять движения и действия.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ
- с позиций подхода деятельностного к изучению психики - та
деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических
новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для
перехода к новой деятельности ведущей. Понятие использовано для построения периодизации развития
психики, основанной на поочередной смене деятельности ведущей, коя в одном возрастном периоде
обеспечивает преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе -
сферы операционально-технической. Смена деятельности ведущей означает переход на новую стадию.
Основной механизм при этом - сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как одна из
целей, в самостоятельный мотив. Предполагалось, что каждому периоду соответствует четко
фиксированная деятельность ведущая: например, интимно-личное общение - от 12 до 1.5 лет; учебно-
профессиональная деятельность ведущая - от 15 до 17 лет. Вообще выделяются следующие деятельности
ведущие:
1) непосредственное общение младенца со взрослыми;
2) деятельность предметно-манипулятивная в раннем детстве;
3) игра сюжетно-ролевая возраста дошкольного;
4) деятельность учебная школьников;
5) деятельность профессионально-учебная юности. Критическое рассмотрение представлений о
роли деятельности ведущей в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, но
подвергает сомнению представления о жестком закреплении определенной деятельности ведущей,
выделенной в каждом возрастном этапе. В зависимости от социальной ситуации развития в группах
разного уровня (-> развитие групповое: уровень) и состава (рабочая молодежь, учащиеся, «неформалы»,
несовершеннолетние правонарушители и пр.) ведущий характер могут принимать различные виды
деятельности, опосредуя и формируя отношения межличностные. При этом следует различать:
1) деятельность ведущую, призванную формировать общественно ценные психические
новообразования (педагогический подход к проблеме деятельности ведущей);
2) деятельность ведущую, коя реально формирует эти новообразования (психологический
подход).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ
- всякая умственная работа - не обязательно собственно
мыслительный процесс, но и мысленное воспроизведение предстоящих действий, планирование. Оно
имеет очень важную функцию: действия внутренние подготовляют действия внешние и экономизуют
усилия по выбору нужных действий, а также позволяют избегать грубых и даже роковых ошибок.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ
- активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе
коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет
подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее
обогащение, возникают принципиально новые компоненты ее структуры. Изменение структуры
деятельности ребенка обусловливается и развитием его психики. Генетически самой ранней
самостоятельной деятельностью является деятельность предметная. Она начинается с овладения
действиями с предметами - такими как хватание, манипуляции - собственно действия предметные,
предполагающие использование предметов по назначению и способом, закрепленным за ними в
Hosted by uCoz