человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие действий предметных происходит на втором году
жизни, что связано с овладением ходьбой. Несколько позже на базе деятельности предметной
происходит формирование других видов деятельности, в частности
-
деятельность игровая. В рамках
игры сюжетно-ролевой, которая является деятельностью ведущей в возрасте дошкольном, происходит
овладение элементами деятельности взрослых и отношениями межличностными. В дальнейшем
формируются:
1) деятельность трудовая - в коей отрабатываются сложные по своей структуре навыки;
2) деятельность продуктивная - являющейся существенным фактором развития процессов
познавательных;
3) деятельность изобразительная - в коей происходит соотнесение процессов интеллектуальных и
аффективных.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООПЕРАТИВНАЯ
- в социально-психологический аспекте
-
разновидность деятельности совместной, основанной на групповой собственности на средства
производства и конечный продукт труда. Характерна такими проявлениями, как:
1) сверхнормативная активность ее участников;
2) высокий уровень притязаний;
3) мотивированность (-> мотивация) и заинтересованность в результатах труда;
4) коллегиальность в принятии решений, значимых для деятельности совместной;
5) готовность к восприятию и внедрению инноваций;
6) ориентация на установление многообразных контактов межгрупповых. В рамках деятельности
кооперативной экономические факторы трудовой активности обретают заметную роль в поведении
индивидуальном и межгрупповом ее участников.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА
- управление техническими устройствами, непосредственное
воздействующими на объект деятельности вместо человека. Имеет алгоритмический характер. При ее
проектировании учитываются все наиболее вероятные ситуации управления. В задачи оператора входит
построение образно-концептуальных моделей этих ситуаций, владение моделью информационной и
умение справляться с каждой из них. В модели информационной объект деятельности отображается в
знаковой форме. Одна из особенностей деятельности оператора - в том, что ему приходится опознавать
знаки, соотносить их с собственными представлениями о реальном объекте деятельности, оперировать
знаками, выучивать алфавит знаков, правила образования из них сочетаний и пр. При этом главное - не
забывать о замещающей функции этих знаков. Оператор - это лицо, ответственное за успешный
результат воздействия на объект и нормальную работу технического устройства. Это учитывается при
разработке технических устройств, особенно с элементами интеллекта искусственного, и комплексов
роботехнических (-> роботизация). Хотя эти устройства выполняют важные функции, решающую роль в
системе эргатической играет оператор.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ
- поведение, основанное на обследовании
окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, где должно выполняться
действие предметное; совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в
ситуации, ее обследование и планирование поведения. Следует различать рефлекс ориентировочный -
настройку анализаторов на лучшее восприятие раздражителя, торможение предшествующей активности;
и деятельность ориентировочную (ориентировочно-исследовательскую). Основные и самые общие
задачами деятельности ориентировочной таковы:
1) анализ ситуации проблемной;
2) установление актуальных значений элементов ситуации и отношений между этими
элементами;
3) построение плана действия, а при выполнении - контроль и коррекция действия. Необходимое
условие осуществления деятельности ориентировочной - наличие различных форм отражения
психического, обеспечивающих реализацию ее функций: подготовку, регулирование и контроль
поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях. Существенное отличие деятельности
ориентировочной человека и животных -
в том, что при планировании и регулировании поведения
человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними.
|