причины и место в структуре личности. Такой диагноз не является собственно научным, ибо
установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Второй уровень -
этиологический - учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей
(симптомов) личности, но и причины их появления. Третий уровень - высший - состоит в определении
места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей
картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня,
и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и
измерения. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л. С. Выготскому, содержание прогноза и
диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику
самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего
развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным
повторным наблюдениям.
ДИАГНОСТИКА
- раздел медицины (в том числе в психиатрии и психотерапии), изучающий
признаки болезней, методы исследования пациентов и принципы установления диагноза.
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -> психодиагностика диалог - попеременный обмен
репликами двух и более людей. В широком смысле репликой считается также ответ в виде действия,
жеста, молчания. Диалог был распространенной формой философских и научных произведений в
античности и в новое время. В психологии исследования диалога, связанные с анализом социальных
механизмов психики, начались в XX в. Особую область, активно разрабатываемую с 70-х гг., составляют
психологические проблемы диалога человека с компьютером. Значение диалога для психологии состоит
в том, что у ребенка диалог (речь, вызванная взрослым, обращенная ко взрослому и непосредственно
связанная с действием) являет собой исходную, а затем, в течение жизни, универсальную составляющую
речевого общения. Каждая реплика диалога - высказывание - как единица речи индивида имеет
предметную отнесенность (реплика о чем-то) и социальный характер (обращена к партнеру,
регулируется микросоциальными отношениями между партнерами). Диалог, онтогенетически
предшествуя речи внутренней, накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем
самым и на сознание в целом.
ДИАПАЗОН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ (размах вариаций) - разность между максимальным и
минимальным значениями в данном распределении.
ДИДАКТОГЕНИЯ
- вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя,
педагога, тренера, руководителя и прочих негативное психическое состояние учащегося (угнетенное
настроение, страх и пр.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и отношениях
межличностных. Может быть причиной неврозов.
ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ
- 1. Совокупность внутригрупповых социально-психологических
процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы малой и его этапы:
образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам динамики
групповой относятся все те процессы, что фиксируют и обеспечивают психологические изменения,
происходящие в группе за время ее существования:
1) руководство и лидерство;
2) принятие групповых решений;
3) нормообразование - выработка групповых мнений, правил и ценностей;
4) формирование функционально-ролевой структуры группы;
5) сплочение;
6) конфликты;
7) давление групповое и другие способы регуляции индивидуального поведения. Эти
психологические изменения в группе обусловлены как внешними обстоятельствами групповой
жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями от взаимодействия двух взаимно
предполагающих и одновременно отрицающих тенденций групповой активности - интеграции и
дифференциации. Интеграция нацелена на упрочение психологического единства группы,
стабилизацию и упорядочение отношений межличностных и взаимодействий и является необходимой
предпосылкой сохранности и воспроизводства группы. Дифференциация проявляется в специализации
и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в соответственном различии
|