традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле
слова (-> память; запоминание).
ЗАВИСИМОСТЬ
- от лекарственных препаратов или наркотиков. Бывает физиологической,
если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (скорее, привычного)
функционирования, или психологической, если эта потребность - аффективной природы.
ЗАВИСТЬ
- проявление мотивации достижения, при коей чьи-то реальные или воображаемые
преимущества в приобретении социальных благ - материальных ценностей, успеха, статуса, личных
качеств и прочего - воспринимаются субъектом как угроза ценности Я и сопровождаются
аффективными переживаниями (-> аффект) и действиями. Согласно К. Марксу, социально-
исторические истоки зависти обнаруживаются в общественно-экономических системах, основанных на
принципе потребления, отчего в обществе происходит отчуждение личности человека как таковой.
Психологическая основа зависти - несформированное у индивида нравственное чувство гуманности
(отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти
представлена спектром хорошо известных проявлений. Это так называемая «белая зависть» - мотивация
достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и
стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти - «черная зависть» - негативная
эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия,
радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а
порой и прямая агрессия в адрес объекта зависти («синдром Сальери») оказывают деструктивное
влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики. В онтогенезе
зависть как ситуативная реакция появляется достаточно поздно в результате морального эгоцентризма
ребенка, конкурентного характера игр, депривации потребности в признании. Устранению зависти в
детстве способствуют повышение уровня идентификации со значимыми другими, наличие позитивно
окрашенных переживаний детей в ходе деятельности совместной и общения.
Задание вербальное, задание, требующее участия словесных операций или знаний, ранее
приобретенных человеком. Содержит упражнения на оперирование со словами и предлагают,
например: определение понятий; сравнение объема и содержания различных понятий умозаключения;
логическое оперирование с понятиями, и пр.
ЗАДАНИЕ ЗАКРЫТОЕ (задание закрытого типа) - сюда относятся задания, задачи и вопросы,
где ответ нужно выбрать из нескольких предложенных вариантов.
ЗАДАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ
- задание, основанное исключительно на наблюдении,
рассуждении и манипуляциях.
ЗАДАНИЕ ОБРАЗНОЕ - содержит упражнения с образами - картинками, рисунками, схемами и
прочим, предполагающие активное использование воображения и мысленных трансформаций образов.
ЗАДАНИЕ ОТКРЫТОЕ (задание открытого типа) - сюда относятся задания, задачи и вопросы,
где ответ дается испытуемым самостоятельно.
ЗАДАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ
- содержит упражнения и задачи, кои испытуемый должен
выполнить наглядно-действенно - то есть практически манипулируя реальными предметами или
заменителями.
ЗАДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
- содержит упражнения и задачи, решение коих требует
проявления способностей мышления теоретического. В этом смысле отчасти близки к заданиям
тестовым вербальным, тоже имея дело с понятиями; но предполагают применение мыслительных
операций более высокого уровня абстракции.
ЗАДАНИЕ ТЕСТОВОЕ
- содержит упражнения и задачи разного рода, подлежащие решению
испытуемым при выполнении теста. По результатам выполнения этих задач делаются оценки
тестируемых качеств испытуемого. Многие задания носят комплексный характер, включая в себя
действия и практические, и теоретические, и вербальные, и образные.
ЗАДАНИЕ ТЕСТОВОЕ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВРЕМЕННАЯ (ограниченность времени
выполнения тестовых заданий) - требование, согласно коему полное время выполнения заданий теста
не должно превышать полутора-двух часов, ибо испытуемым трудно большее время сохранять
достаточно высокую работоспособность.
|