Задание тестовое: простота и однозначность, требование, согласно коему в заданиях тестовых -
словесных и иных - не должно быть элементов, могущих по-разному восприниматься и пониматься
испытуемыми.
ЗАДАТОК
- природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические
особенности системы нервной и мозга, составляющие природную основу развития способностей. В
качестве таковых принято выделять:
1) типологические свойства системы нервной - определяющие скорость образования временных
нервных связей, - их прочность, легкость дифференцировок;
2) анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры мозга
головного. Нет точных сведений, в чем именно они состоят: то ли это - некие свойства системы
нервной, то ли - какие-то специальные предрасположенности. Задатки неспецифичны, многозначны по
отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Однако нельзя считать, что
они совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности анализатора
зрительного скажутся именно на способностях, требующих его участия, а особенности речевых центров
мозга головного более проявятся в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и пр.
Итак, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным
видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани
людей, но вопрос о роли этих различий как условий развития психических свойств остается еще не
выяснен. Конкретно-научные сведения о задатках стали накапливаться в отечественной психологии
благодаря изучению врожденных свойств системы нервной и их значения для различий
индивидуально-психологических (школа Б. М. Теплова).
ЗАДАЧА
- данная в определенных условиях (например, в ситуации проблемной) цель
деятельности, коя должна достигаться преобразованием этих условий согласно определенной
процедуре. Задача содержит требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное),
формулируемое в вопросе. Между этими элементами существуют определенные связи и зависимости, за
счет коих производится поиск и определение неизвестных элементов через известные. При описании
хода решения задачи нужно указывать и действия, и операции, реализующие их. О действиях без
операций, или абстрагированных от операций, можно говорить лишь на этапе планирования. Задача
становится логико-психологической категорией, когда предъявляется другому субъекту и принимается
им к решению. Субъект переформулирует, доопределяет задачу, ищет способ ее решения, что
свидетельствует о включении процесса мышления. Поэтому мышление нередко трактуется как
способность решать задачи. Полный цикл мышления продуктивного включает в себя постановку и
формулирование задач самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия коих
имеют проблемный характер (-> проблема). В деятельности познавательной выделяются задачи
перцептивные, мнемические, речевые, мыслительные. Задачи могут возникать в ходе практической
деятельности или создаваться преднамеренно (задачи учебные, игровые). При разработке типологии
задач используются такие параметры, как: количество решений; характеристика условий - полнота,
неполнота, противоречивость; характеристика требований - степень их определенности; отношения
задач к общественным и индивидуальным потребностям. Иерархически организованная
последовательность задач образует программу деятельности.
ЗАДАЧА: РЕШЕНИЕ
- в зависимости от стиля умственной деятельности человека и
доступности для него содержания задачи ее решение выполняется различными способами:
1) способ проб и ошибок - наименее типичный и наименее желательный: обычно нет ни
достаточного четкого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных
гипотез; этот способ, в отличие от других, названных ниже, как правило, не приводит к накоплению
опыта и не служит умственному развитию;
2) пассивное использование алгоритма;
3) целенаправленная трансформация условий задачи;
4) активное применение алгоритма;
5) эвристические способы решения.
ЗАДАЧА ДВИГАТЕЛЬНАЯ
- мысленный образ движения, кое требуется совершить; в нем
соотнесена информация о цели движения, о средствах и способах решения задачи.
|