Navigation bar
  Print document Start Previous page
 125 of 599 
Next page End  

ЗАДЕРЖКА - замедление или остановка развития некоего влечения или процесса.
ЗАИКАНИЕ
- нарушение речи устной, при коем она становится прерывистой, происходит
непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц
лица, что приводит к затруднению общения с другими людьми. Чаще всего начинается в возрасте
дошкольном, прежде всего - при переходе к развернутой фразовой речи, когда психическое
перенапряжение или травма системы нервной могут привести к нарушению регуляторных механизмов
речи. Факторы, способствующие появлению заикания, таковы: нервность конституциональная;
дисфункция вегетативная; неправильная или перегруженная непонятными словами речь людей,
окружающих ребенка.
ЗАКОН НАУЧНЫЙ
- Тело науки составляют законы - обнаруженные устойчивые взаимосвязи
явлений, выявление коих позволяет описать, объяснить и предсказать явления действительности.
Конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Законы формулируются в
рамках определенных теорий - попыток целостного представления закономерностей и существенных
свойств определенных областей действительности.
ЗАКОН БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ
- в психологии - перенос на развитие психики ребенка
соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспытателями Ф.
Мюллером и Э. Геккелем (закон Мюллера-Геккеля). Теоретическая модель, согласно коей в
индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит
закономерное повторение (рекапитуляция) признаков, свойственных их биологическим предкам.
Утверждает, что онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, что в онтогенезе детской
психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического
развития человечества. Эта модель была распространена на развитие психики человека.
Соответственно ей, развитие психики индивида в силу биологической закономерности повторяет путь
исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять
воспитание и обучение ребенка. С позиций материализма, отсюда вытекает признание
предопределенности хода психического развития ребенка, игнорирование конкретно-исторического
характера этого процесса, его зависимости от форм и способов взаимоотношений ребенка с внешним
миром - прежде всего со взрослыми, от характера и содержания его собственной деятельности (->
психология возрастная). Опираясь на этот закон закон биогенетический, З. Фрейд утверждал, что
душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет ход развития всего человечества, и
распространил выводы психоаналитической практики на историю и культуру человечества.
ЗАКОН БЛОХА
- Состоит в том, что величина субъективной яркости короткой вспышки света
зависит от произведения интенсивности светового стимула на его длительность. Но этот закон
действует лишь в около пороговой области и при длительности стимула, не достигающей некоей
критической точки.
ЗАКОН БУГЕРА-ВЕБЕРА (иногда - за кон Вебера) - один из основных законов психофизики -
установленная для случая различения одномерных раздражителей сенсорных прямо пропорциональная
зависимость порога дифференциального от величины раздражителя I, к коей адаптирована (->
адаптация сенсорная) данная система сенсорная: 1Л=К (const). Коэффициент К, получивший название
отношения Вебера, различен для разных раздражителей сенсорных: 0.003 - для высоты звука; 0.02 - для
видимой яркости; 0.09 - для громкости звуков и пр. Он фиксирует величину, на которую нужно
увеличить или уменьшить раздражитель, чтобы получить едва заметное изменение ощущения. Эту
зависимость установил в XVIII в. французский ученый П. Бугер и позднее - независимо - детально
изучил немецкий физиолог Э. Г. Вебер, проводивший эксперименты на различение весов, длин линий и
высоты звукового тона, в коих тоже показал постоянство отношения едва заметного изменения
раздражителя к его исходной величине. В дальнейшем было показано, что выявленный закон не
универсален, но справедлив лишь для средней части диапазона восприятия системы сенсорной, где
чувствительность дифференциальная имеет максимальное значение. За пределами этой части диапазона
порог дифференциальный возрастает, особенно в диапазонах абсолютных нижнего и верхнего порогов.
Дальнейшим развитием и отчасти интерпретацией закона Бугера - Вебера стал закон Вебера - Фехнера.
ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА
- логарифмическая зависимость силы ощущения Е от физической
интенсивности раздражителя Р: Е = к log P + с, где k и с - некие постоянные, определяемые данной
Hosted by uCoz