Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 599 
Next page End  

имеющее структуру целое, состоящее из означаемого и означающего, связь между коими фиксируется
обществом и не зависит от «вещества» и формы знака и предмета. Наука о знаках - семиотика - возникла
во второй половине Х1Х-начале XX в. Она связана с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г.
Фреге, Р. Карнапа и пр. Семиотика непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией,
социологией и прочими науками; в ней традиционно выделяются:
1) прагматика - изучает отношение знака к человеку;
2) семантику - исследует отношение знака к значению;
3) синтактика (синтаксис) - рассматривает отношение знака к знаку (взаимоотношения знаков) на
абстрактном уровне. Психологический анализ знака принято относить к прагматике. Психологи изучают
знаки общения, прежде всего естественные (в отличие от искусственных - математических,
астрономических и пр.), в том числе - языки естественные. В различных психологических теориях
предложены разные интерпретации знака:
1) знак - стимул в схеме «стимул - реакция» - у бихевиористов;
2) знак - символ, носитель бессознательных влечений, - в психоанализе;
3) знак - сигнал, носитель социальных отношений, - в символическом интеракционизме.
Особенно велика и многозначна смысловая роль знака в психологии когнитивной - в связи с исходной
для нее метафорой компьютерной - аналогией между строением психики человека и информационно-
логическими и вычислительными устройствами, созданными для получения, хранения, переработки и
передачи знаковой информации. В отечественной психологии понятие знака играет большую роль в
культурно-исторической теории развития психики.
ЗНАНИЕ
- в совокупности с навыками и умениями обеспечивают правильное отражение в
представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места
человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к
действительности. По мере приобретения новых знаний и развития самосознания ребенок все больше
овладевает оценочными понятиями и суждениями. Сопоставляя новые знания с уже усвоенными
знаниями и оценками, он формирует свое отношение не только к объектам познания и действия, но и к
самому себе. Это и определяет развитие его активности и самостоятельности как деятельной личности.
ЗНАНИЕ: ПРИМЕНЕНИЕ
- использования схем концептуальных для развития собственной
деятельности. Для этого требуется наличие уже сформированных умений интеллектуальных,
содержащих особые правила, по коим надо развертывать деятельность в новых условиях. Выработка
подобных умений достигается, как правило, при обучении посредством решения ситуаций проблемных.
Использования этих умений интеллектуальных достигается узнавание ранее усвоенного материала в
новых ситуациях, применение знаний абстрактных.
ЗНАЧЕНИЕ
- обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта,
приобретенного в ходе деятельности совместной и общения; существует в виде понятий,
опредмеченных в схемах действия, ролях социальных, нормах и ценностях. Посредством системы
значений сознанию субъекта предстает образ мира, других людей и самого себя. Индивидуальная
система значений, выступая в виде интериоризованных эталонов (-> интериоризация), обусловливает
познавательные процессы (восприятие, мышление, память и пр.) и акты поведения социального. Ее
посредством производится управление процессами индивидуальной деятельности субъекта.
Носителями значений, наряду со структурами языка естественного, выступают такие знаковые системы,
как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, «языки» искусства, и пр.
Значение раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов
данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-
нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая в значении индивидуальный опыт (восприятия,
мышления, эмоционального переживания и пр.) с целью общения, субъект тем самым осознает его.
Значение в единстве со смыслом личностным и чувственной тканью образует структуру
индивидуального сознания. Индивидуальная система значений развивается в ходе онтогенеза.
Выделяются генетически ранние формы значения, предшествующие самой развитой его форме -
понятию; в них обобщение реализуется, например, на основе сходства эмоционального тона объектов (-
> эмоция); к ним относятся также «житейские понятия» - обобщения индивидуального опыта, не
входящие в системные связи с другими понятиями. Обобщения, используемые в формах значения у
Hosted by uCoz