Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 599 
Next page End  

ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и
взаимопонимания необходимо совпадение формирующихся индивидуальных значений с социально-
принятыми формами. В функциональном плане значение слова выступает как единство обобщения и
общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. Значение - сложное, иерархически
организованное образование, состоящее из более дробных компонент, иногда называемых семами,
семантическими признаками, атомами смысла и пр. Их выделение и выяснение отношений между ними
- смысловой, семантический анализ значения - задача психосемантики экспериментальной.
ЗОНА - пространство, характерное определенными общими признаками.
ЗОНА РАЗВИТИЯ ближайшего (зона развития потенциального) - 1. Возможности в развитии
психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне
трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под
руководством взрослого. Понятие введено Л. С. Выготским, показавшим, что реальные отношения
умственного развития к возможностям обучения могут быть выявлены с помощью определения уровня
актуального развития ребенка и его зоны развития ближайшего; обучение, создавая последнюю, «ведет»
за собой развитие; и действенно только то обучение, что «забегает вперед» развития. Положение о зоне
развития ближайшего легло в основу разрабатываемой в отечественной психологии возрастной и
психологии педагогической концепции о соотношении обучения и развития умственного ребенка.
ЗОНА ЭРОГЕННАЯ
- определенные части или участки тела - гениталии, полость рта,
заднепроходное отверстие, выводной проток мочевого пузыря и прочие, - участвующие в развитии и
функционировании инстинкта сексуального; места тела, играющие роль при получении сексуального
наслаждения. Обладают особой чувствительностью и связаны с некоими физиологическими
отправлениями; их раздражение вызывает приятное возбуждение, сексуально окрашенное. Согласно З.
Фрейду, зоны эрогенные - часть полового аппарата и подчиняются примату зоны генитальной.
ЗООПРАГМАТИКА
- дисциплина, описывающая коммуникацию, общение животных (->
животное: общение) как своеобразного языка с позиций, соответственных позициям прагматики, или
конкретнее - с позиций происхождения и механизмов действий, реализующих коммуникацию каналов
передачи информации (оптических, химических, акустических, тактильных и пр.) и степени
ритуализации этих действий.
ЗООПСИХОЛОГИЯ
- наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях
психического эволюции психики животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения
на этом уровне. Ветвь психологии, близкая к этологии. Рассматривает проблемы развития психики в
филогенезе, изучает - преимущественно в лабораторных условиях - формирование психических
процессов у животных в онтогенезе, происхождении психики и ее развитие в ходе эволюции,
биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания. Основной
методологической базой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры
деятельности животных, основанный на экологических и физиологических особенностях некоего вида.
В трудах отечественных зоопсихологов, выступавших против антропоморфических, идеалистических и
вульгарно-материалистических взглядов на психическую активность животных. Психика животных
изучается в диалектическом единстве с внешней, преимущественно двигательной активностью (->
животное: поведение инстинктивное; животное: поведение территориальное), посредством коей
устанавливаются все жизненно необходимые связи со средой. Как первичный и ведущий фактор
развития психики в онтогенезе и филогенезе рассматривается усложнение жизнедеятельности,
приводящее к интенсификации, обогащению и совершенствованию двигательной активности.
Конкретное изучение деятельности психической животных, их перцептивных процессов,
ориентировочно-исследовательских реакций, памяти, эмоций, навыков и других форм научения (->
животное: научение), интеллекта и прочего производится на базе анализа структуры поведения и
требует всестороннего учета экологических особенностей изучаемого вида. Зоопсихология тесно связана
с этологией и другими биологическими науками. Достижения отечественной зоопсихологии особенно
значительны в исследованиях психической регуляции поведения высших млекопитающих. Вкупе с
этологией она пытается понять, каким образом врожденные механизмы, направляющие появление и
развитие поведения, дополняются влиянием среды, с коей они взаимодействуют. Зоопсихология
применяет психологические методы для дополнения данных этологии о поведении животных. Она
Hosted by uCoz