ИДЕНТИФИКАЦИЯ - это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за
рамками психоанализа, в частности - в психологии социальной. Идентификация рассматривается как
важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при
вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных
и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей
психической реальности. 1. Преимущественное понимание - как процесс и результат
самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (=> интроекция) на
основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и
принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-
либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. 2.
Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в
психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного
объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их
сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование
обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации - человек,
она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:
1) отнести личность к некоему классу или типу - например, идентификация преступника;
2) признать личность целостной и идентичной самой себе. 3. Представление, видение субъектом
другого человека как продолжения себя самого (-> проекция); наделение его своими чертами, чувствами,
желаниями, - например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых
замыслов. 4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь
идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом
себя с другим - субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что
проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства
другого индивида и приводит к усвоению его смыслов личностных. Это позволяет моделировать
смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее
поведение. Как механизм взаимопонимания - это способ понимания другого через осознанное или
бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В психоанализе идентификация
понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего
появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено З. Фрейдом, сначала - для
интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и некоих
процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых,
формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Идентификация -
противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее
психологический смысл - в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она
известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку.
Идентификация - это форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит
бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта,
вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание
желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании -
неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и
чувство неполноценности. Идентификация может происходить с любым объектом - человеком,
животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов
в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в
некоих случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы. Фрейд выделил
несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная - примитивная
форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии .эта «тотальная захваченность
объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного (->
защищенность психологическая), благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным
угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия.
Эта форма идентификации - предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет
занять место отца и, боясь его наказания, копирует некие особенности его поведения. Эта парциальная
|