расцениваться как сходство сравниваемых структур. Психологические исследования интеллектуальной
деятельности человека и диалогического общения служат основой для поиска путей дальнейшего
совершенствования компьютеров и наилучшего объединения творческих возможностей человека и
формализованных процедур, реализуемых компьютерами.
ИНТЕЛЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКИЙ (интеллект сенсомоторный) - Понятие, введенное Ж. Пиаже
для обозначения стадии развития интеллекта в период от рождения до 2 лет, предшествующей периоду
интенсивного овладения речью, в течение коей достигается координация восприятия и движения. На
этой стадии ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, - но не
со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект. Эта стадия разбивается на шесть
подстадий:
1) упражнение рефлексов - от рождения до 1 мес.;
2) первые навыки и первичные круговые реакции - от 1 до 4-6 мес.;
3) координация зрения и хватания, и вторичные круговые реакции - когда происходит разведение
цели и средств ее достижения - от 4-6 до 8-9 мес.;
4) стадия интеллекта практического - когда для достижения цели начинают применяться орудия -
от 8 до 11 мес.;
5) третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели - когда ребенок
начинает опробовать собственные движения вне достижения конкретных целей - от 11 -12 до 18 мес.;
6) ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия - для решения новых задач, что
позволяет их решать во внутреннем плане - от 18 до 24 мес.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ
- механизм защитный, действие коего проявляется в
специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем, характерном чрезмерным
преувеличением роли рассудочной компоненты при полном игнорировании эмоциональных,
аффективных, чувственных составляющих анализа. При действии механизма интеллектуализации
жизненно важные события и факты становятся объектом «спокойного и хладнокровного» рассмотрения
и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих (например, раковый больной
высчитывает вероятность выживания; мать детально и «равнодушно» рассказывает о гибели ребенка).
Но интеллектуализация не ведет к полному преодолению негативных переживаний. Эмоциональная
компонента, теряя свое предметное содержание, «отщепляясь» от травмирующего личность события,
остается в сознании в виде генерализованного чувства тревоги, беспокойства, страха.
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
- совокупность личностных качеств индивида, отвечающих
социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным
трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями
культуры. Первоначально интеллигентность - производное от понятия интеллигенции, означающего
условную группу, объединяющую представителей свободных профессий - ученых, художников,
писателей и пр. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших
интеллектуальных и нравственных качеств:
1) обостренное чувство социальной справедливости;
2) приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих
ценностей;
3) следование велениям совести, а не внешним императивам;
4) тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в
национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;
5) способность к состраданию;
6) идейная принципиальность в сочетании с терпимостью к инакомыслию. В ходе исторического
развития произошла дивергенция понятий интеллигенции и интеллигентности. Под первым стала
пониматься роль социальная, под вторым - особое качество, духовность личности. Это было
обусловлено тем, что этико-психологические особенности, изначально присущие людям,
принадлежащим лишь некоим сословиям и профессиям, со временем стали характерными и для
представителей прочих слоев общества. Интеллигентность обычно приписывается лицам, имеющим
формально понимаемую образованность. Но образованность не является ее необходимым, тем более -
достаточным атрибутом: интеллигентность может быть присуща любому члену общества. Ныне
|