структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов
интеллекта» от одного-двух до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих
препятствует пониманию его целостности. Отечественная психология исходит из принципа единства
интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения
интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей
личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в
уровне развития интеллектуального у представителей различных наций и социальных групп. При этом
признается зависимость способностей интеллектуальных человека от социально-экономических
условий жизни. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его
измерения зависят от характера соответственной общественно значимой активности сферы индивида
(учение, производство, политика и пр.). В связи с успехами научно-технической революции стал
широко распространен термин интеллект искусственный.
ИНТЕЛЛЕКТ: СТРУКТУРА
- Согласно Р. Кеттеллу - структуру интеллекта описывает
факторно-аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта:
1) текучий <fluid> - который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах,
где требуется приспособление к новым ситуациям;
2) кристаллизованный <cristallized> - в косм отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов
интеллекта, в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных
анализаторов, как, например, фактор визуализации; а также факторы-операции, кои соответствуют
специальным факторам Ч. Спирмена. Как показали его исследования, с возрастом, особенно после 40-50
лет, происходит снижение показателей интеллекта текучего, но не кристаллизованного.
Согласно Р. Стернбергу - структуру интеллекта описывает классификация, в коей выделяется три
вида интеллекта:
1) интеллект вербальный - характерный запасом слов, эрудицией, умением понимать
прочитанное;
2) способность решать проблемы;
3) интеллект практический - как умение добиваться поставленных целей.
Согласно Ч. Спирмену - структуру интеллекта описывает факторно-аналитическая теория
генерального фактора, в коей интеллект рассматривается как некая умственная энергия. Ее уровень
определяет успешность решения заданий тестовых любого характера. Соответственно этой теории
генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные
отношения, а наименьший - при выполнении задач сенсорных. Кроме генерального фактора,
существуют:
1) групповые факторы интеллекта, к коим можно отнести механическую, лингвистическую и
математическую компетентность;
2) специальные факторы, что делают вклад лишь в отдельные тесты интеллекта.
ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ
- 1. Условное обозначение кибернетических систем и их
логико-математического обеспечения, предназначенных для решения некоих задач, обычно требующих
использования способностей интеллектуальных человека. 2. Совокупность функциональных
возможностей электронно-вычислительной машины - компьютера - решать задачи, ранее требовавшие
обязательного участия человека. Этот термин нужно рассматривать как метафору. Фактическое
содержание теории интеллекта искусственного составляют теория программирования, включая иногда
теорию самих компьютеров. Ныне на первый план выдвигается организация знаний в системах
интеллекта искусственного, организация диалога человека и компьютера, создание систем гибридного
интеллекта, объединяющих мыслительные способности людей, разделенных во времени и
пространстве, с использованием информационно-вычислительной техники, адаптированной к каждому
активному участнику подобной системы. Одна из областей приложения идей интеллекта
искусственного - психология. В свою очередь, в теории интеллекта искусственного используются
психологические знания. В психологии рассматривается вопрос о наличии (или отсутствии) аналогии
человеческой психики и интеллекта искусственного. Хотя в основе интеллекта искусственного лежит
моделирование отдельных аспектов и свойств мыслительной деятельности человека, совпадение
результативных характеристик функционирования компьютера и мышления человека не может
|