Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 599 
Next page End  

единство позиций членов группы назвать термином согласие. В отечественной психологии социальной
изучение интегративных характеристик когнитивной структуры группы связано с исследованием
ценностно-ориентационного и предметно-ценностного единства коллектива. Современные тенденции
анализа интеграции групповой обусловлены попытками решить две проблемы:
1) построить целостную системную концепцию интеграции групповой, позволяющую
непротиворечиво объединить многочисленные разрозненные операционные признаки и показатели
интеграции, а также конкретизовать ее функциональную роль в динамике развития группы и понять
взаимосвязь процессов интеграции и дифференциации группы;
2) выявить личностные детерминанты и последствия интеграции групповой, в том числе -
:
значение социоперцептивных факторов в становлении социально-психологической общности группы.
ИНТЕЛЛЕКТ
- это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в
виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению,
памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной
деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно
использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к
эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач.
Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде
психологических концепций он отождествляется:
1) с системой операций умственных;
2) со стилем и стратегией решения проблем;
3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего активности
познавательной;
4) со стилем когнитивным, и пр. Существует ряд принципиально различных трактовок
интеллекта:
1) в структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ
уравновешения субъекта со средой, характерный универсальностью;
2) при когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор операций когнитивных;
3) при факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей
отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, X. Айзенк, С. Барт, Д.
Векслер, Ф. Верной). Ныне принято считать, что существует общий интеллект как универсальная
психическая способность, в основе коей может лежать генетически обусловленное свойство системы
нервной перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (X. Айзенк). В частности,
в психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по
дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, - этот показатель
имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом особенно зависим генетически интеллект вербальный. Основные
критерии, по коим оценивает развитие интеллекта - это глубина, обобщенность и подвижность знаний,
владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта
на уровне представлений и понятий. В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и
особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции,
обобщения И сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации
о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности,
способствующих формированию ее направленности, способностей и характера.
В западной психологии особенно распространено понимание интеллекта как биопсихической
адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент
интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии, разработавшими понятие
озарения. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень
умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта; так было положено начало
широко распространенной поныне прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с
соответственными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно
приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта,
независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностирования
интеллекта были проведены (обычно с помощью анализа факторного) различные исследования его
Hosted by uCoz