Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 599 
Next page End  

отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений субъективного
мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения,
общительность, адаптированность социальная (-> адаптация социальная). Для интровертированного
типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, коим она
придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к
самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивная разработка проблем экстраверсии -
интроверсии велась в теориях личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она
рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное
соотношение свойств экстраверсии - интроверсии у конкретного субъекта. В самой популярной из них
концепции Г. Айзенка - параметр экстраверсии - интроверсии в сочетании с параметром невротизма
(эмоционально-волевая устойчивость - неустойчивость) образуют два главных измерения личности,
определяющие содержание всех ее свойств. Абстрактно-статистический подход, лежащий в основе этой
концепции, создавал серьезные трудности в причинном объяснении многочисленных проявлений
экстраверсии - интроверсии, в содержании коих некритично объединялись разнородные
характеристики личности - от импульсивности, агрессивности до идеологических установок и
политических позиций. Согласно Г. Роршаху, интроверсия и экстраверсия - не противоположные и
взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, более или менее присущие каждому. Они
указывают не столь на степень адаптации, сколь на реализующие ее индивидуальные механизмы. Их
неправомерно противопоставлять как «мыслящий» и «чувствующий» типы личности, ибо адекватная
интерпретация требует участия и аффективных, и познавательных механизмов. В отечественной
психологии проявления экстраверсии - интроверсии рассматриваются как свойства темперамента - как
динамические, а не содержательные характеристики процессов психических, служащие предпосылкой
развития специфически личностных качеств.
ИНТРОЕКЦИЯ
- полное включение индивидом в свой мир внутренний - психику -
воспринимаемых им образов, взглядов, мотивов и установок других людей, когда он уже не различает
собственные и несобственные представления. Согласно З. Фрейду, интроекция - одна из основ
идентификации, психический механизм, играющий значительную роль в формировании Сверх-Я.
ИНТРОСПЕКЦИЯ
- метод самонаблюдения, психологического анализа, изучения психики и ее
процессов путем субъективного наблюдения за деятельностью собственной психики (=>
самонаблюдение; моноспекция). Состоит в наблюдении собственных процессов психических, без
использования инструментов или эталонов. Согласно Дж. Локку, есть два источника знаний: объекты
внешнего мира и деятельность собственного ума. На первые направляются внешние чувства и в
результате получаются впечатления (идеи) о внешних вещах. Вторые, к коим относятся мышление,
сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познается особым внутренним чувством -
рефлексией. Итак, даны два важных утверждения:
1) имеется возможность раздвоения, «удвоения» психики; душевная деятельность может
протекать как бы на двух уровнях: а) восприятия, , мысли, желания; b) наблюдение, созерцание этих
восприятий, мыслей и желаний;
2) деятельность души первого уровня есть у каждого, деятельность второго уровня требует
специальной организации; это - специальная деятельность, и без нее знание о душевной жизни
невозможно. Практические выводы из этих положений делались такие:
1) психолог может проводить исследования лишь над самим собой; желая знать, что происходит
с другими, нужно поставить себя в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии сделать выводы о
содержании сознания другого человека;
2) поскольку интроспекция требует особой деятельности, требуются долго упражняться в ней.
Метод интроспекции некогда был признан не только главным, но и единственным. В основе этого
убеждения лежали два бесспорных обстоятельства:
1) фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться -
репрезентироваться - субъекту;
2) закрытость тех же процессов для внешнего наблюдателя. Тогда сознания людей сравнивались
с замкнутыми сферами, разделенными непреодолимой пропастью. И обоснование верности метода
интроспекции кажется ясным и строгим: предмет психологии - факты сознания; последние
Hosted by uCoz