Navigation bar
  Print document Start Previous page
 167 of 599 
Next page End  

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего
коллектива;
4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать
значимые для группы решения;
5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел;
6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих
фрустрацию у кого - либо из членов коллектива;
8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов, и пр.
Характер климата социально - психологического в целом зависит от уровня развития группового.
Между состоянием климата развитого коллектива и эффективностью деятельности совместной его
членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и климатом в любом
коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. Как специальные меры
применяются:
1) научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящего состава;
2) комплектование первичных коллективов с учетом совместимости психологической;
3) применение социально - психологических методов, способствующих выработке у членов
коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (-> тренинг социально -
психологический; игра деловая). Климат социально - психологический зависит от стиля руководства. В
своей деятельности по его оптимизации руководителю следует опираться на самых активных,
сознательных и авторитетных членов коллектива.
КЛИШЕ (клише поведенческое) - поверхностные способы поведения, стереотипные способы
взаимодействия.
КОГНИТИВИЗМ - направление в психологии (=> подход когнитивистский; психология: подход
когнитивный, психология когнитивная, психотерапия когнитивная). Утверждает, что индивиды - не
просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму
человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход в
основном заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о
действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи.
«КОЛЛЕДЖ НЕЗРИМЫЙ»
- объединение ученых, работающих в различных учреждениях и
общающихся между собой путем использования личных контактов - устных и письменных.
КОЛЛЕКТИВ - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе
деятельности совместной высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень). В коллективе
формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны:
1) высокая сплоченность (-> сплоченность групповая);
2) самоопределение коллективное - в противовес конформности или нонконформности,
проявляемых в группах низкого уровня развития;
3) идентификация коллективная;
4) социально ценный характер мотивации выборов межличностных;
5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;
6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты деятельности
совместной. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают
условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют
появлению коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется ряд
социально - психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в
группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива:
1) не уменьшается вклад, вносимый его членами;
2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации;
3) не ослабевает мотивация деятельности совместной;
4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами;
5) имеется положительная связь между эффективностью деятельности совместной и
благоприятным климатом психологическим;
Hosted by uCoz