6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных
общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев,
но в коллективе этот эффект отсутствует. Групповые процессы в коллективе иерархизованы и образуют
многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром коей является деятельность совместная,
обусловленная социально значимыми целями:
1) первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию
и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность;
2) второй уровень - отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной;
3) третий уровень - отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями,
не связанными с деятельностью совместной. Закономерности, действующие на этом уровне структуры
коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам,
полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и
коллектива в целом. Это ориентирует психолога, диагностирующего развитость коллектива, на
обращение к параметрам, выявляющим сущностные, а не случайные, поверхностные качества (->
группообразование).
КОЛЛЕКТИВ: ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНО - ЦЕННОСТНОЕ
- нормативная интеграция
индивидуальных деятельностей в группе, когда каждая деятельность, будучи функционально
специфична по объекту или способам его преобразования, и занимая иерархически различные места в
системе внутригрупповой активности, опосредована единым ценностным содержанием предмета
деятельности совместной. Такое единство - важнейшая составляющая интеграции группы социальной
как совокупного субъекта деятельности. Оно проявляется:
1) в близости ценностных представлений членов группы о предмете или цели деятельности
совместной;
2) в единстве воплощения этих представлений в конкретных условиях деятельности. Единство
предметно - ценностное - не случайное совпадение ценностных регулятивов индивидуальной
активности в коллективе, но закономерно порождается общественно детерминированной
деятельностью совместной и может рассматриваться как явление интеграции группы на высшем уровне.
КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
- (исследовательская
программа научного коллектива} основание и способ организации индивидуальной и коллективной
научной деятельности, одно из ключевых понятий психологии социальной коллектива научного (->
коллектив научный: концепция программно - ролевая). Зарождается в ситуации проблемной,
обусловленной логикой развития познания, научно - социальным контекстом и уникальным жизненным
путем ученого. Содержит категориальные, теоретические, операциональные, ценностно - нормативные
основания научной деятельности, представления о проектируемом результате и стратегии его
достижения, и пр. Названные характеристики, будучи определяющими для деятельности групповой
коллектива научного, обычно представлены имплицитно, а это требует от психолога социального
специальной работы по реконструкции программы исследовательской коллектива научного.
КОЛЛЕКТИВИЗМ - как свойство личности - выражает уровень социального развития человека,
проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных
действиях на благо общества. В структуре коллективизма большую роль играют общественные интересы
личности, ее стремление к общению с людьми и совместной работе с ними, умение сочетать
общественное с личным и - при необходимости - предпочесть интересам личным интересы коллектива
и общества. Коллективизм - принцип организации взаимоотношений и деятельности совместной
людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в
товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании,
доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Особенно характерен
для групп высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень) и коллективов, где сочетается с
самоопределением коллективным и идентификацией коллективной, являясь основой сплоченности
групповой и единства группы. Воспитание коллективизма - важнейшая задача педагогов. Особенно
эффективно она решается при коллективообразующих методах обучения (-> коллективообразование).
КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЕ
- стадия группообразования, означающая переход группы в
ходе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития, в
|