конечном итоге - к коллективу. При этом процессы коллективообразования сопровождаются рядом
социально - психологических феноменов:
1) повышением сплоченности и единства коллектива (-> коллектив: единство предметно -
ценностное);
2) формированием коллективистских норм поведения и взаимоотношений;
3) проявлением идентификации коллективной и самоопределения коллективного, и пр.
Процессы коллективообразования можно наблюдать в учебных группах, где применяются
коллективообразующие формы обучения (например, при обучении иностранным языкам интенсивным
методом, или в группах тренинга социально - психологического). Эти формы обучения опираются на
особые коллективообразующие эффекты, вызывающие активизирующее влияние группы на своих
членов (-> фацилитация социальная), что стимулирует развитие коллективистских качеств у членов
группы. Причина активизирующего влияния группы на членов в условиях коллективообразующей
деятельности заключается в «движении мотива» от одного субъекта к другому. В ходе взаимодействия
или общения один субъект как бы транслирует свою активность другому, возбуждая его встречную
активность; при этом второй может преобразовать смысловой или эмоционально - оценочный аспект
воспринятого мотива и транслировать его третьему субъекту (или возвратить первому, если это диалог).
Идея движения мотива позволяет понять механизм усвоения индивидом социокультурного опыта -
механизм интериоризации - экстериоризации. Если при обучении созданы условия для движения
мотива, то коллективообразование и усвоение социального опыта идут максимально эффективно.
КОЛЬЦО РЕФЛЕКТОРНОЕ: СХЕМА -> принцип кольца рефлекторного.
КОМА
- нарушение деятельности сознания, характерное отсутствием реагирования на внешние
воздействия, включая раздражители болевые. При этом зрачки расширены, реакция на свет не
фиксируется. Часто возникают патологические рефлексы.
КОММУНИКАЦИЯ - 1. Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это - .связь, в
ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.
Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам:
1) адресант - субъект коммуникации;
2) адресат - кому направлено сообщение;
3) сообщение - передаваемое содержание;
4) код - средства передачи сообщения;
5) канал связи;
6) результат - то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и
неречевыми средствами; среди них выделяются:
1) средства оптико - кинетические - жесты, мимика, пантомимика;
2) средства паралингвистические - качество голоса, его диапазон, тональность;
3) средства экстралингвистические - паузы, плач, смех, темп речи;
4) средства пространственно - временные - взаиморасположение партнеров, временные
задержки начала общения и пр. 2. Коммуникация рассматривается и как смысловой аспект
взаимодействия социального. Поскольку всякое индивидуальное действие выполняется в условиях
прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно содержит - наряду с физическим -
коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие
другими людьми, иногда называют коммуникативными. Различают процесс коммуникации и
составляющие его акты. Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной
общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации
реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции; первая из них -
генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются:
1) сообщения побудительные - убеждение, внушение, приказ, просьба;
2) сообщения информативные - передача реальных или вымышленных сведений;
3) сообщения экспрессивные - возбуждение эмоционального переживания;
4) сообщения фатические - установление и поддержание контакта. Кроме того,
коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так,
различаются:
|