Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 599 
Next page End  

непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется
установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных
побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии
личности.
Второе ее «рождение» - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего
поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности
осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта
способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии
личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах
формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм
сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и
освоения ролей социальных (-> механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это - механизмы
стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае
сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают
участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные
механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального
процесса опредмечения потребности в общении (-> потребность: опредмечение; потребность общения).
Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она
приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение
приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их
гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом
меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые
действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем
- в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно
усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при
игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых
порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает
на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних
возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект
идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и
литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и
субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное,
но у нее – свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии
личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые
мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного
возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с
механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация
осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса
вхождения в роль, ее освоения и выполнения - «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают - в
таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в
новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде,
согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится
частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к
этому и ситуации временного «обезроливания» - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и
жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
Hosted by uCoz