непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется
установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных
побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии
личности.
Второе ее «рождение» - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего
поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности
осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта
способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии
личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах
формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм
сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и
освоения ролей социальных (-> механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это - механизмы
стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае
сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают
участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные
механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального
процесса опредмечения потребности в общении (-> потребность: опредмечение; потребность общения).
Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она
приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение
приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их
гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом
меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые
действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем
- в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно
усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при
игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых
порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает
на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних
возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект
идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и
литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и
субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное,
но у нее свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии
личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые
мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного
возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с
механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация
осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса
вхождения в роль, ее освоения и выполнения - «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают - в
таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в
новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде,
согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится
частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к
этому и ситуации временного «обезроливания» - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и
жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
|