2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но
осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы
действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование
позволяет рассматривать их в отдельности.
ЛИЧНОСТЬ | ХАРАКТЕР (личность и характер) - в литературе можно найти всевозможные
варианты соотнесения этих понятий:
1) характер и личность практически отождествляются - эти термины употребляются
синонимично;
2) характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура;
3) личность понимается как специфическая часть характера;
4) характер и личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования.
Кратко выражая суть различий между личностью и характером, можно сказать, что черты характера
выражают то, как действует индивид, а черты личностные - то, ради чего он действует. Очевидно, что
способы поведения и направленность личности относительно независимы: применением одних и тех
же способов можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной цели разными
способами.
Есть очень важная задача: проследить, почему и как определенные свойства характера
способствуют формированию определенных свойств личности. Проблема влияния характера на
формирование личности имеет не только важное теоретическое, но также исключительно важное
значение для практики воспитания и самовоспитания, ибо прямо подводит к вопросам о методах
воспитания детей с учетом их характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений,
создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения
некоих внутренних проблем личности и пр.
Проявления характера гораздо более непосредственны, чем личности: проявляя характер, субъект
скорее побуждается тем, что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется»; действуя как личность,
он скорее руководствуется тем, что «должно» и «что следует делать». С развитием личности он начинает
жить более нормативно - не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов
поведения. Это можно выразить общей формулой: личность в своем развитии «снимает» характер.
Есть попытка разработки положения о снятии характера личностью. Согласно А.Ф. Лазурскому,
выделяются три уровня зрелости взрослой личности: низший, средний и высший. Для характеристики
личностей каждого уровня используются различные понятийные средства, суть различий коих состоит в
том, что при переходе от низшего уровня к высшему акцент перемещается с эндопсихики на
экзопсихику: если нижний уровень классифицируется по признаку того, как живут и действуют
субъекты, то высший - по видам деятельности ведущей, - по тому, ради чего они живут. Можно сказать,
что при переходе от низшего уровня к высшему из описания индивидуальности исключаются черты
характера и заменяются свойствами личности.
Но не следует думать, что «снятие» свойств характера личностью происходит всегда - это лишь
самая общая тенденция. Часто она реализуется не до конца, порой встречает серьезные препятствия в
виде резко выраженных черт характера, кои еще более усугубляются внешними условиями. Тогда
личность оказывается не в состоянии преодолеть или переработать свой характер, и он становится
существенной детерминантой поведения, а то и тормозом в развитии личности (что наблюдается при
психопатиях).
ЛИЧНОСТЬ АВТОРИТАРНАЯ - понятие и концепция Э. Фромма, описывающие особого типа
личность, являющуюся основой тоталитарных режимов. Характерны: непереносимость свободы; жажда
самоутверждения и власти; агрессивность; ориентация на авторитет лидера, группы и государства;
стереотипность мышления и конформизм; ненависть к интеллигенции и к людям других этнических
групп, и пр. Развивая эту концепцию, теоретики школы Франкфуртской охарактеризовали личность
авторитарную как фашизоидную (несущую в себе постоянную угрозу фашизма).
|