2) собственно анализ трансакционный деятельности и общения, основанный на понятии
трансакции как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов;
3) анализ психологических «игр»;
4) скриптоанализ - анализ жизненного сценария - «скрипта». Под эго-состоянием понимается
актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель»,
«Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них.
Основан на представлении о том, что в каждом человеке «живет» тот ребенок, коим он был, тот
взрослый, коим он является, и родительские образы. Соответственно, при взаимодействиях с другими
людьми человек ведет себя то как Ребенок, то как Родитель, то как Взрослый. Эго-состояние Ребенок
содержит в себе комплексы аффективные (-> аффект), связанные с ранними впечатлениями и
переживаниями. Различаются:
1) Ребенок естественный - свободный, творческий и раскованный; ему свойственна склонность к
веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности;
2) Ребенок адаптированный - представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против
Родителя, против «давления сверху»), «соглашающийся» и «отчуждающийся». Эго-состояние Родитель
обнаруживается в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции,
забота, могущество. Содержит нормы и предписания, некритически усвоенные в детстве и на
протяжении всей жизни, диктующие линию поведения. Кроме того, содержит автоматизированные
формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно
рассчитывать каждый шаг. Различаются две основные формы проявления Родителя:
1) «заботящийся (опекающий)» - советы, поддержка, опека и пр.;
2) «контролирующий» - запреты, санкции, наставления и пр. Эго-состояние Взрослый -
способный к реалистическим оценкам, разумный, зрелый; включает в себя вероятностную оценку
ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует здесь-и-теперь и
независимо от прошлого, хотя использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшее
положение теории эго-состояний -
тезис о переключении или переходе активности от одного эго-
состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как
Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок. Кроме того, в его поведении и переживаниях могут
одновременно проявляться более одного эго-состояния. Следующее фундаментальное понятие анализа
трансакционного - игры, трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при коих один из
взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим -
выигрыша. Игры бывают «хорошими», когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и
«плохими», когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия
второго. Типологизовано более сотни различных игр: игры супружеские, игры в кабинете врача, игры
преступного мира, игры жизни и пр. В основе многих игр лежат скрипты, или скрипт-программы
жизненного пути, заложенные раннего детства под воздействием социальных факторов я воспитания.
Скрипты содержатся в эго-состоянии Ребенок, плохо осознаются и потому делают человека
психологически зависимым, несвободным. Цель психотерапии, разработанной Э. Берном на базе
анализа трансакционного, - освободить клиента от зависимостей, обретенных им в детстве и
направляющих его, заставляющих «играть в игры» - вести себя во взаимодействии с другими так, чтобы
извлекать некие психологические выгоды, подкрепляя позиции Ребенка и Родителя; в результате
терапии возникает интеграция эго-состояний - Ребенка, Родителя и Взрослого - за счет ориентации на
Взрослого. Психотерапия призвана освободить от скриптов, программирующих жизнь, через их
осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности
в отношениях межличностных, через выработку разумного и независимого поведения. Конечная цель
анализа - достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические
взаимоотношения между всеми эго-состояниями. При этом основная задача - достижение автономности
Взрослого, в первую очередь его деконтаминации (-> контаминация), а затем интеграции с другими эго-
состояниями. Характерная для ранних этапов развития анализа трансакционного абсолютизация роли
Взрослого в интеграции личности в позднее сменилась признанием необходимости участия в этом
Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование
«новых» эго-состояний Родитель и Ребенок в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-
|