него лицом о значимом объекте. Поэтому метод позволяет выявить мотивы выборов межличностных,
предпочтений межличностных в группе. Вместе с тем мера референтности (предпочтительности)
субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым интереса к позиции этого
субъекта о значимом объекта. Полученные данные обрабатываются математически; могут
представляться графически.
МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ -> самонаблюдение.
МЕТОД САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
- система обучающих методик,
направленных на формирование субъектом внутренних средств управления собственными состояниями
(-> саморегуляция психологическая). Принято выделять различные типы таких методов: релаксацию
нервно-мышечную, тренировку автогенную, тренировку идеомоторную, методы имагинативные,
методы медитативные (-> медитация), самогипноз (-> самовнушение; автосуггестия). Обучение
методикам особенно успешно в условиях специально организованных циклов занятий. .
МЕТОД СЛЕПОЙ - предполагает устранение искажающих эксперимент артефактов, связанных с
тем, что испытуемым в некоей мере известно, что исследуется и что от них ожидается. Впрочем, знание
об этом экспериментаторами тоже может сказываться. Поэтому в практику вошел метод слепой
двойной, в коем устраняется влияние названных артефактов.
Метод слепой двойной: при этом методе проведения эксперимента ни испытуемые, ни
экспериментаторы не знают о введении переменной независимой до конца опыта. Метод предполагает
устранение искажающих эксперимент артефактов - эффектов Пигмалиона и Хоторна. Для устранения
эффекта Пигмалиона разделение испытуемых на группу экспериментальную и группу контрольную
должно производиться без ведома экспериментатора. Использование компьютеров для считывания и
переработки данных тоже ограничивают вмешательство исследователя и связанную с этим
субъективность. Для устранения эффекта Хоторна достаточно держать испытуемых в неведении о
принятых гипотезах и давать им инструкции как можно более безразличным тоном. Эти
предосторожности в идеале нужно соблюдать всегда.
МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ - диагностический метод, служащий для анализа отношений
межличностных в группах малых (=> социометрия). При его применении перед каждым членом группы
ставится вопрос, при ответе на который он производит последовательный выбор и ранжирование
прочих членов группы. Обычно фигурируют вопросы о членах группы, предпочитаемых в тех или иных
ситуациях.
МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ - исследовательская стратегия, используемая для
изучения закономерностей деятельности психической путем сравнения качественно особенных
ступеней ее развития. Конкретизация этого метода происходит в следующих областях:
1) филогенез психики - от простейших животных до человека;
2) историческое развитие психики - от первобытнообщинного строя до современности;
3) онтогенез психики - от рождения до смерти человека;
4) психопатологическое развитие - от нормальной до нарушенной психики.
МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
- широко применяется во всех областях психологии. Фактически
универсален. В психологии сравнительной реализуется в форме сопоставления особенностей психики
особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии воплощается в выявлении
психологических особенностей различных народностей. В психологии возрастной он выступает как
метод срезов, коему противопоставляется метод лонгитюдный. Оба они направлены на определение
особенностей психического развития в связи с возрастом - но разными путями. Хотя метод
сравнительный иногда противоставится лонгитюдному, это не вполне корректно: сравнение
используется в обоих методах, но в одном случае сравниваются данные о разных объектах, а в другом -
об одном объекте на протяжении его развития.
МЕТОД СРЕЗОВ (метод поперечных срезов) - относится к методам организационным.
Исследование организуется как работа с людьми разных возрастных групп - как бы с выполнением
срезов на различных возрастных уровнях. При достаточном количестве представителей каждой группы
можно выявить обобщенные характеристики на каждом уровне и на этой основе проследить общие
тенденции возрастного развития.
|