Этот метод иногда противоставится методу лонгитюдному; что вполне правомерно. Каждый
имеет свои преимущества: если метод срезов позволяет охватить исследованием больше людей и потому
получить более надежные данные, то метод лонгитюдный позволяет зафиксировать оттенки
индивидуального развития. Практически эти методы выступают как взаимно дополнительные.
МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКИЙ
- в психологии - некие методы прикладной статистики
математической, используемые в основном для обработки экспериментальных данных. Основная цель
применения - повышение обоснованности выводов в исследованиях за счет использования логики
вероятностной и моделей вероятностных.
Можно выделить такие направления использования методов статистических в психологии:
1) статистика описательная, включающая группировку, табулирование, графическое
представление и количественное описание данных;
2) теория вывода статистического, используемая в исследованиях для предсказания результатов
по данным обследования выборок;
3) теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных
связей между переменными.
МЕТОД СУБЪЕКТИВНЫЙ
- предполагает, что объектом, с коим взаимодействует психолог,
выступает он сам - как наблюдатель и наблюдаемый, экспериментатор и испытуемый. Чаще всего этот
метод связывается с понятием интроспекции или самонаблюдения. Это предполагает обращение
психолога к своему внутреннему опыту, попытку уловить изменения в своей собственной психической
жизни в различных условиях. Именно этот метод, долгое время считался основным в психологии. С
самонаблюдением связаны и ситуации, кои скорее надо бы назвать самоэкспериментированием, -
«наблюдение себя» в самим собой организованных условиях и в связи с ними. Другой вариант метода
субъективного предполагает обращение к самонаблюдению других людей.
Ныне метод субъективный обычно применяется как вспомогательный, ибо стало ясна, что при
самонаблюдении как осознании внутренних событий истинное содержание может искажаться. С другой
стороны, самонаблюдение может дать уникальные свидетельства, недоступные внешнему наблюдению.
Так что вопрос об использовании этого метода остается открытым: использовать его необходимо, но не
совсем понятно, как это сделать методически корректно.
МЕТОД ШКАЛИРОВАНИЯ
- методы, обеспечивающие применение количественных
показателей для оценки отношения испытуемых к определенным объектам, в качестве коих могут
выступать процессы физические или социальные. Для проведения шкалирования субъективного
существует ряд методов, характерных определенными правилами, по коим числовые оценки
приписываются определенным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются:
метод ошибки средней; метод изменений минимальных; метод раздражителей постоянных. К новым
методам относятся:
1) прямые методы - такие как уравнивание интервалов, оценка числовая прямая, сравнение
парное, ранжирование;
2) непрямые методы - например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различий (->
микрошкалирование).
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
- внешне может показаться схожим с методом
интроспекции (-> интроспекция), но имеет существенные отличия:
1) для эксперимента берется не опытный в самонаблюдении специалист, а «наивный»
наблюдатель, и чем меньше он знает психологию, тем лучше;
2) от испытуемого требуется не аналитический, а самый обычный отчет о воспринятом, - в тех
терминах, коими он пользуется повседневно.
Задача экспериментатора - придумать экспериментальный прием, который заставит
таинственный психический процесс раскрыться и обнажить свои механизмы. В экспериментах
интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался
изощренный анализ «внутреннего опыта», аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В
современных исследованиях - все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему
должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах.
|