Изменение отношения к интроспекции выражается и терминологически: методу интроспекции
противоставляется использование данных самонаблюдения. Данные самонаблюдения означают факты
сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать
нечто - значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект
прямого знания. К тому же предполагается обращение к фактам сознания как к явлениям или «сырому
материалу»; регистрация фактов сознания - не метод исследования, но лишь один из способов
получения исходных данных. Для вскрытия связей экспериментатору надлежит в каждом случае
применить специальный методический прием; он должен полагаться на изощренность собственного
ума, а не изощренность самонаблюдения-интроспекции испытуемого.
МЕТОД ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ - методы анализа активности органических систем
на основе регистрации биопотенциалов, изменение коих может происходить спонтанно или в ответ на
раздражитель внешний. При этом биотоки мозга головного анализируются с помощью энцефалограммы
и потенциалов вызванных; мышц - с помощью миограммы; кожи - с помощью реакции кожно-
гальванической; сердца - с помощью кардиограммы.
МЕТОД ЭНЦЕФАЛОГРАММЫ
- метод регистрации активности биоэлектрической мозга
головного на различных участков поверхности скальпа (=> энцефалограмма). Служит для анализа
изменения мозговой активности в тех или иных экспериментальных ситуациях. На основании данных о
процессах физиологических строятся гипотезы о работе различных процессов психических, - о
восприятии, внимании, мышлении, памяти, эмоциях, движении, речи и саморегуляции. Сверх того, в
силу существования стойких индивидуальных особенностей энцефалограммы этот метод можно
использовать в психологии дифференциальной и психофизиологии.
МЕТОДИКА
- 1. Совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов
целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо.
Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом
объекте.
2. Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта
и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.
3. Наука о методах обучения.
МЕТОДИКА АССОЦИАЦИЙ ПАРНЫХ
- методика исследования памяти, в коей после
запоминания испытуемым списка пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и пр.) ему
дается задание: при последующих предъявлениях каждого первого члена пары воспроизвести второй
член.
МЕТОДИКА БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ
- методики, направленные на выявление неосознаваемых
реакций, - например, методики проективные.
МЕТОДИКА БЛАНКОВАЯ
- методика, где испытуемым предлагается серия суждений или
вопросов, на кои он должен ответить - письменно или устно; при этом заполняется специальный бланк,
где эти ответы фиксируются - либо самим испытуемым, либо опрашивающим. По этим ответам судят о
психологических качествах испытуемого. Широкое распространение подобных методик и практический
интерес к ним объясняется простотой их разработки и обработки результатов (-> тест бланковый).
МЕТОДИКА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧАСТИЧНОГО - методика, предложенная американским
психологом Дж. Стерлингом в 1959 г. для исследования памяти иконической. Характерна тем, что
испытуемый получает инструкцию воспроизвести лишь часть информации, предъявляемой на короткое
время. Указание на то, какую именно часть нужно воспроизвести, выполняется световым или звуковым
сигналом, который подается с некоей задержкой после предъявления материала для запоминания. При
помощи этой методики было показано, что память иконическая может хранить очень большой объем
информации, но лишь весьма ограниченное время.
МЕТОДИКА ДЕЙСТВЕННАЯ - методики, где испытуемый получает задание выполнить некий
комплекс практических действий, по характеру коих делается вывод об особенностях его психологии.
МЕТОДИКА ДОПОЛНЕНИЯ - группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней
относятся: предложения неоконченные, рассказы неоконченные, тест ассоциативный Юнга.
|