Нервный аппарат, выполняющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и
внутренней среды организма. Состоит из трех частей:
1) периферический отдел - воспринимающий орган или рецептор, преобразующий
определенный вид энергии раздражения в процесс нервного возбуждения;
2) проводящие пути: а) афферентные - по коим импульсы возбуждения, возникшего в рецепторе,
передаются к вышележащим центрам системы нервной; b) эфферентные - по коим импульсы из
вышележащих центров, особенно из коры полушарий больших мозга головного, передаются нижним
уровням анализатора, в том числе рецепторам, и регулируют их активность;
3) центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры
больших полушарий мозга головного. В зависимости от вида чувствительности различают анализаторы
зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный и пр. Также
существуют анализаторы внутренних органов. Каждый анализатор выделяет определенный вид
раздражителей и обеспечивает его последующее разделение на отдельные элементы. Он также отражает
связи между этими элементарными воздействиями в пространстве и времени. Так, анализатор
зрительный, выделяя определенный участок электромагнитных колебаний, позволяет
дифференцировать яркость, цвет, форму, удаление и другие признаки объектов. В ходе филогенеза под
влиянием среды анализаторы специализировались и совершенствовались путем непрерывного
усложнения центральных и рецепторных систем. Появление и дифференцирование коры полушарий
больших мозга головного (-> мозг головной: кора) обеспечило развитие высшего анализа и синтеза.
Благодаря специализации рецепторов реализуется первый этап анализа сенсорных воздействий, когда
из массы раздражителей данный анализатор выделяет лишь стимулы определенного вида. В свете
данных о нейронных механизмах анализаторы можно определить как иерархическую совокупность
рецепторов и связанных с ними детекторов: детекторы сложных свойств строятся из детекторов более
простого уровня. При этом из ограниченного набора рецепторов строится ряд параллельно работающих
детекторных систем. Анализатор - часть рефлекторного аппарата, в который входят также: механизм
исполнительный - совокупность нейронов командных, мотонейронов и двигательных единиц; и
специальные нейроны - модуляторы, меняющие степень возбуждения других нейронов.
АНАЛИЗАТОР ВКУСОВОЙ
- нейрофизиологическая система, работа коей обеспечивает
своеобразный анализ химических веществ, поступающих в полость рта. Представлен:
1) периферическим отделом - образованным вкусовыми луковицами, размещенными прежде
всего в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках;
2) специфическими нервными волокнами - достигающими продолговатого мозга, затем
вентральных и медиальных ядер таламуса;
3) подкорковыми и корковыми структурами - находящимися в оперкулярной области больших
полушарий мозга головного и в гиппокампе. Чувствительность различных участков языка к
раздражителям вкусовым не одинакова - особенно чувствительны: к сладкому - кончик языка; к кислому
- его края; к горькому - корень; к соленому - края и кончик. При продолжительном действии
раздражителей вкусовых появляется адаптация - быстрее к сладким и соленым веществам, медленнее - к
кислым и горьким.
АНАЛИЗАТОР ДВИГАТЕЛЬНЫЙ
- нейрофизиологическая система, за счет работы коей
ведется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Принимает участие в поддержании
постоянного тонуса мышц тела и координации движений. Включает в себя:
1) периферический отдел, состоящий из проприоцепторов;
2) специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к мозгу головному;
3) подкорковые структуры и корковой отдел мозга головного.
АНАЛОГИЯ
- Сходство между объектами в некоим отношении. Использование аналогии в
познании - основа для выдвижения предположений, догадок, гипотез. Рассуждения по аналогии
нередко приводили к научным открытиям. В их основе лежат образование и актуализация ассоциаций.
Возможен и целенаправленный поиск аналогии. Задания на установление аналогии входят в
содержание психодиагностических обследований. Затруднения в нахождении сходства между
объектами по абстрактному признаку могут быть показателем недостаточного развития мышления или
его нарушений.
|