1) тип применяемых методикой тестовых задач;
2) адресат используемого методикой тестового материала;
3) форма представления тестового материала;
4) характер данных, используемых для выводов о результатах диагностики;
5) наличие в методике норм тестового материала - норм тестовых;
6) внутреннее строение методики.
По типу применяемых заданий тестовых различаются методики опросные, утверждающие,
продуктивные, действенные и физиологические.
По адресату тестового материала различаются методики сознательные, обращенные к сознанию
испытуемого (например опросники), и методики бессознательные, направленные на неосознаваемые
реакции (например, методики проективные).
По форме представления тестового материала различаются методики бланковые, сенсорные и
технические.
По характеру данных, используемых для выводов о результатах диагностики, различаются
методики объективные, использующие показатели, независимые от сознания или желаний испытуемого
и экспериментатора, и методики субъективные, использующие данные, зависимые от желаний и
сознания испытуемого или экспериментатора, относимые к их внутреннему опыту и от него зависимые.
По критерию наличия тестовых норм различаются методики нормированные, имеющие
подобные нормы, и ненормированные, не располагающие таковыми.
По внутреннему строению различаются методики одномерные, характерные тем, что
диагностируют или оценивают единственное качество или свойство, методики многомерные,
характерные тем, что предназначены для диагностики и оценки сразу нескольких однотипных или
разнотипных психологических качеств.
Одна и та же методика может рассматриваться и оцениваться сразу с нескольких сторон и по
разным критериям, так что почти любую методику можно отнести к нескольким классификационным
рубрикам. Поэтому приведенные критерии классификации нужно рассматривать как не
взаимоисключающие, но взаимодополняющие.
В отдельную группу выделяются методики качественные, основанные на качественном анализе
экспериментальных данных, и методики количественные, основанные на количественном анализе.
Иногда качественные и количественные характеристики сочетаются в рамках одной методики, так что в
итоге диагностируемое свойство получает качественно-количественную характеристику.
Все психодиагностические методы можно разделить на научные и практические, хотя это весьма
условно: большинство методик применяется двояко, но разница все же есть и состоит в том, что
методики научно-исследовательские ориентированы главным образом на выявление некоего
психологического качества для его сугубо научного познания, а методики практические - на оценку меры
его развития и практического применения этих данных. Кроме того, методика научная может быть
уникальной, трудоемкой, дорогостоящей, требовать специального оборудования и оттого непригодной
для широкого практического применения.
Основные требования, предъявляемые к методикам психодиагностическим, - это валидность,
надежность, однозначность и точность. К основным методикам психодиагностическим относятся:
1) тесты интеллекта;
2) тесты достижений;
3) тесты способностей специальных;
4) тесты критериально-ориентированные;
5) опросники для выявления интересов и ориентации ценностных личности (-> опросник
личностный);
6) методики проективные - для диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов;
7) методики психофизиологические - для измерения свойств системы нервной:
работоспособности, темпа деятельности, переключаемости, помехоустойчивости и пр;
8) методики малоформализованные - наблюдение, беседа, контент-анализ и пр.
МЕТОДИКА РИСУНОЧНАЯ
- методики, использующие созданные испытуемыми рисунки
тематически заданного или произвольного характера (=> тест рисуночный). Иногда применяется прием
|