интерпретации испытуемыми готовых, стандартных изображений. Нередко в этих изображениях
наглядно представлены задачи, подлежащие решению испытуемым (-> матрица прогрессивная Равена).
МЕТОДИКА СЕНСОРНАЯ - методики, представляющие тестовый материал в виде физических
стимулов, непосредственно обращенных к органам чувств.
МЕТОДИКА СОЗНАТЕЛЬНАЯ
- методики, обращенные к сознанию испытуемого {например
опросники). Их достоинство состоит в том, что они позволяют судить о психологии испытуемого
непосредственно - на базе того, что он сам или знакомые с ним люди о нем говорят. Но испытуемый - и
его знакомые - могут недостаточно искренне и некритично отвечать на вопросы; возможны и другие
причины сознательного или неосознанного субъективного искажения результатов. Особые специальные
приемы, применяемые при построении таких методик, - например, введение специальных контрольных
вопросов, помогающих оценить степень искренности испытуемого, - позволяют заметно снизить
уровень субъективности результатов. Однако полностью избежать этого нельзя, и этот недостаток
остается одним из самых серьезных: такие методики не всегда бывают надежным, валидным и
однозначным измерительным инструментом.
МЕТОДИКА СОПРЯЖЕННО-МОТОРНАЯ
- способ исследования реакций аффективных
человека. Разработана А. Р. Лурией. В отличие от методов регистрации симптомов реакций
аффективных через изменение вегетативных функций {дыхания, артериального давления, пульса и пр.),
позволяет исследовать отражение этих реакций в речевых и двигательных процессах.
Испытуемому последовательно предъявляется ряд раздражителей словесных. На каждое слово
ряда он должен ответить по свободной ассоциации другим словом и одновременно нажать на ключ
пальцами правой и левой рук. Вызванное словом состояние эмоциональное регистрируется по речевым
ответам и деформации реакций двигательных - изменению их длительности, форм и пр. Сочетание
речевых и двигательных симптомов полнее отражает динамику состояний эмоциональных, чем
традиционно используемые вегетативные показатели.
МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ - в основе - принцип выбора партнера для совместных
действий. Лицо, выбираемое наибольшим количеством членов группы, имеет высокий статус; не
выбранное ни одним - низкий статус. Однако эта методика не позволяет выяснить причины и
содержание тех или иных отношений, их ядро мотивационное.
МЕТОДИКА СТИМУЛЯЦИИ ДВОЙНОЙ
- методика, первоначально разработанная Л.С.
Выготским и Л.С. Сахаровым для изучения процесса образования понятий. В ней используются два
ряда стимулов, из коих первый выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность
испытуемого, а второй - функцию знаков, с помощью коих эта деятельность организуется. Так, в
эксперименте Выготского - Сахарова в качестве стимулов-объектов использовались фигуры различных
цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимулов-средств - слова, написанные на обратной
стороне каждой из фигур (экспериментальные понятия). Испытуемый должен был сформулировать
понятие, постепенно раскрывая его признаки путем отбора фигур, кои, по его мнению, выступали
носителями данного понятия. При этом оказалось возможным исследовать, как испытуемый применяет
знаки для управления своими мыслительными процессами и как - в зависимости от способа
употребления слова - протекает процесс образования понятий.
В дальнейшем методика получила расширенное осмысление как средство анализа развития и
работы функций психических высших в целом.
МЕТОДИКА СТРУКТУРИРОВАНИЯ
- группа методик, относящихся к методикам
проективным. К ней относятся: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной.
МЕТОДИКА СУБЪЕКТИВНАЯ
- методики, использующие данные, зависящие от желаний и
сознания испытуемого или экспериментатора - относимые к их внутреннему опыту и от него
зависимые. Классический пример - методики, основанные на интроспекции и выводах, делаемых на
базе интуиции и внутреннего опыта.
МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ
- методики, дающие испытуемому тестовый материал в форме
аудиозаписей, видеозаписей и кинофильмов, а также через иные технические устройства.
МЕТОДИКА УТВЕРЖДАЮЩАЯ
- методики, предлагающие некие суждения или
утверждения, с коими испытуемый должен согласиться либо не согласиться.
|