МЕТОДИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
- методики, где диагностика производится на базе
анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма испытуемого.
МЕТОДОЛОГИЯ
- 1. Учение о научном методе познания, расширенно - о методах познания
вообще. 2. Совокупность методов, применяемых в некоей науке, области знания. Система принципов и
способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Воплощается в
организации и регуляции всех видов человеческой деятельности.
Это понятие используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и
уровням деятельности. В целом методология определяет принципы, коими должен руководствоваться в
деятельности человек. Функция ее двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с позиции
внутренней организации, а также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила - те нормы,
коими следует руководствоваться в своей деятельности. Применительно науки различаются
методология философская, общенаучная и специально-научная. Методология конкретизируется
применительно различных сфер практической и теоретической деятельности. Одна из таких сфер -
психика, исследование коей предполагает разработку соответственных методов. Поэтому методология,
функционируя как общая система объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии
соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной
конкретно-научной методологии. В современных условиях, когда характерно непосредственное
взаимодействие множества научных направлений и специальностей, большую остроту обретает вопрос
об общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Таковы,
например, методы кибернетики, использование коих обогатило психологию новыми подходами и
решениями. Многообразие методов порождает проблему выбора адекватных и самых перспективных из
них для решения специальных исследовательских задач. Это побуждает рассматривать методологию с
позиции ее эвристичности - способности обеспечить появление новых идей в конкретных ситуациях
проблемных. В психологических исследованиях методология различных направлений сопряжена с их
мировоззренческой направленностью. Так, методология бихевиоризма тесно связана с механистическим
пониманием поведения. Во фрейдизме конкретное изучение личности обусловлено такими
мировоззренческими ориентациями: иррационализм; противопоставление смысла личностного
жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий его развития; гипертрофия роли
сексуальности. Область методологии содержит обширный комплекс конкретно-научных приемов
исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и прочие, кои в свою очередь преломляются
во множестве специальных процедур - методиках получения научных данных.
МЕТОДОЛОГИЯ КОНКРЕТНО-НАУЧНАЯ -
разрабатывает те же проблемы, что и
методология общенаучная, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки (->
наука: объект), - в отношении как теории, так и эмпирической деятельности. Это проводится в рамках
систем знаний, создаваемых научными школами, отличающимися от других своими объяснительными
принципами и способами исследовательской и практической работы.
МЕТОДОЛОГИЯ ОБЩЕНАУЧНАЯ
- к ней относятся попытки разработки универсальных
принципов, средств и форм научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то
конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук, оставаясь все же, в отличие от методологии
философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого
уровня. Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый
подход, кибернетические принципы описания сложных систем и пр. На этом уровне разрабатываются и
общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и
эмпирической деятельности, в частности - общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и
моделирования.
МЕХАНИЗМ ЗАЩИТНЫЙ (механизм защиты) - сопряженные с Я автоматические
бессознательные механизмы, обеспечивающие защиту психическую личности. Согласно З. Фрейду, к
ним относятся: сублимация, замещение, вытеснение, регрессия, проекция, рационализация, образование
реактивное, идентификация и фиксация поведения (-> поведение: фиксация). Согласно А. Фрейд, сюда
относятся также следующие механизмы, принятые большинством теоретиков и практиков как
естественное дополнение концепции Фрейда: изоляция, компромисс, отрицание реальности, смещение,
уничтожение и формирование реакции.
|