Механизмы защитные обеспечивают индивидуальный подход к разрешению конфликта в
аффективно-стрессовых условиях. Пускаются в ход исключительно в ситуациях угрозы Я. Большинство
их не снимают проблемы; адекватным способом выступает лишь сублимация.
Существует объяснение механизмов защитных с позиции смыслов личностных. По своей
функции смысл делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств и
действий. Но доступность сознанию не означает, что смысл всегда осознан. Иногда субъект
бессознательно ставит себе задачу на сокрытие смысла, и прежде всего - от самого себя. Это сокрытие и
лежит за описанными З. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для объяснения роли этих
механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными
влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он реализует множество важных для него отношений,
неизбежно порождает конфликтные ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на
осмысление чего у человека в данное время может недоставать сил и отваги.
МЕХАНИЗМ ИДЕНТИФИКАЦИИ
- обеспечивает передачу «личностного» опыта косвенно -
через личный пример, «заражение», подражание.
Характерная особенность процесса идентификации - в том, что он проходит, особенно на первых
порах, независимо от сознания ребенка, а также не контролируется в полной мере родителями. На более
поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект
идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и
литературные герои. Но обычно раньше или позже наступает время, когда «образец» теряет
притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто
важное и нужное, но у нее - свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного
этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения,
появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
МЕХАНИЗМ НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ (неосознаваемые механизмы сознательных действий) -
сюда включаются подклассы:
1) автоматизмы неосознаваемые;
2) установки неосознаваемые;
3) сопровождения неосознаваемые сознательных действий.
МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ РОЛИ (механизм принятия и освоения социальных ролей) - во
многом сходен с механизмом идентификации, но отличается значительно большей обобщенностью,
часто - отсутствием персонализации осваиваемого эталона. Описывается с помощью понятий позиции
социальной и роли социальной. Эти понятия полезны тем, что позволяют структурно расчленить среду
социальную и, не прибегая к реально действующему субъекту, описать некую заданную нормативную
систему действий, кои он должен выполнить; отношений, в кои он должен вступить; и стиль
поведения, который он должен освоить.
После этого первого шага анализа можно перейти к рассмотрению того, как эта нормативная
система усваивается человеком, интериоризуется в нем, какие психологические явления здесь
возникают.
Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - «горячие точки» в
жизни личности. Нередко о позициях или ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль
занимают представления о том, как индивид будет выглядеть при этом. Подобные переживания
отражают весьма важный психологический момент - стремление предстать перед другими в новом
виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе человек нередко срастается с ролью, она
становится частью его личности. Потеря привычной роли переживается как утрата части своей
личности. Близки к этому ситуации временного «обезроливания» - например, при тяжелых болезнях,
стихийных бедствиях.
МЕХАНИЗМ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ (механизм превращения цели в мотив) -> механизм
сдвига мотива.
МЕХАНИЗМ ПУСКОВОЙ ВРОЖДЕННЫЙ
- чтобы поведение инстинктивное могло
проявиться, нужна не только внешняя стимулирующая ситуация, но и определенные внутренние
факторы в форме потребностей или мотиваций. В результате такого сочетания создается впечатление,
будто животное специфически реагирует на какую-то определенную ситуацию в определенный момент.
|