взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и
деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают
социальная группа и личность.
Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это -
отражение, общее
понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-
политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-
теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение
включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая
компонента мировоззрения - идеалы как решающие жизненные цели. По содержанию и общественной
значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или
религиозным, революционным или консервативным и т.д.
Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений.
Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на
отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы
и интересы.
Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-
исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий
жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных,
несистематизированных, традиционных представлений о мире.
В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть
единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих
поведение людей при решении нравственных проблем.
Согласно З. Фрейду, мировоззрение - интеллектуальная конструкция, которая единообразно
решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос
не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.
МИФ
- возникающая на ранних этапах истории своеобразная форма мировоззрения,
воплощаемая в сказаниях и повествованиях.
Согласно З. Фрейду, миф - тот шаг, посредством коего отдельный индивид выходит из массовой
психологии. Первым мифом был психологический, героический; пояснительный миф о природе,
видимо, возник много позже.
МЛАДЕНЧЕСТВО -> возраст младенческий.
ММИЛ (модифицированный метод исследования личности) -> личность: исследование: метод
модифицированный.
МНЕМОНИКА (мнемотехника) - система различных приемов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Один из приемов мнемоники - установление связей между запоминаемыми объектами и их
мысленным размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по
определенному принципу. Пример мнемонического приема - запоминание последовательности цветов
в спектре с помощью фразы, где первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов:
«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны».
Для повышения эффективности памяти использование искусственных приемов мнемоники имеет
лишь второстепенное и вспомогательное значение, ибо основной опорой запоминания являются не
искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи как внутри того, что запоминается (между
его частями), так и между запоминаемым материалом и чем-то уже известным.
МНЕМОТЕХНИКА
- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания.
Суть мнемотехнических приемов запоминания - в том, что запоминаемая информация как-то
осмысливается, структурируется. Самым распространенным приемом является организация
ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой
информации могут мысленно привязываться к неким константным в .своей последовательности
системам - располагаться в строго определенных местах некоего помещения и пр.
В этом качестве можно использовать достаточно формальные мнемотехнические системы, не
имеющие логической связи с новой информацией; но особенно эффективны такие мнемотехнические
|