Navigation bar
  Print document Start Previous page
 228 of 599 
Next page End  

приемы, позволяющие увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго
логических связей.
МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
- выраженное в форме определенных суждений, идей и
представлений отношение групп социальных к явлениям или проблемам социальной жизни,
затрагивающим общие интересы. Возникает как продукт осознания назревших, требующих решения
социальных проблем и проявляется в сопоставлении или даже столкновении различных взглядов и
позиций по обсуждаемому вопросу, - в одобрении, поддержке или же отрицании, осуждении тех или
иных действий, поступков или линий поведения.
Субъектом мнения общественного выступают большие группы социальные. Мнение
общественное формируется под влиянием всех средств массового воздействия (радио, пресса,
телевидение), хотя может возникать стихийно, под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и
ситуаций.
МОДАЛЬНОСТЬ - одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика: цвет
- в зрении, тон и тембр - в слухе, характер запаха - в обонянии, и пр.
Модальные характеристики ощущений, в отличие от их других характеристик (пространственных,
временных, интенсивностных), отражают свойства реальности в специфически закодированной форме
(длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн - как тон и пр.). Понятие
модальности относится не только к ощущениям, но и ко многим другим психическим процессам,
описывая качественные характеристики когнитивных образов любого уровня и сложности.
По модальностям могут классифицироваться не только ощущения, но и восприятия и
представления.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
- в психологии - исследование процессов и состояний психических с
помощью их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. Под
моделью здесь понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некие существенные
свойства системы-оригинала.
Наличие отношения частичного подобия - гомоморфизма - позволяет использовать модель как
заместитель или представитель изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую
замену особенно наглядной. Создание упрощенных моделей системы - действенное средство проверки
истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания.
Этот метод широко распространился в психологии с 50-х гг. XX в., когда развитие кибернетики
сделало возможным моделирование различных аспектов целенаправленной деятельности живых
существ. Нечто подобное было в определенной степени предвосхищено в работах П.К. Анохина и Н.А.
Бернштейна, создавших модели сложных физиологических систем функциональных человека,
содержавшие все основные компоненты кибернетических моделей поведения.
За сравнительно короткий срок появились математические модели обучения, информационные
модели памяти, восприятия и внимания. Моделирование охватило и самые сложные виды
интеллектуальной деятельности, как игра в шахматы и решение разнообразных задач. Особенно
перспективным оказалось понимание процессов психических по аналогии с процессами вычислений,
выполняемыми компьютерами. Часть авторов пытаются найти структурное подобие между
организацией познавательной сферы человека и структурой блоков компьютера. Эта «метафора
компьютерная» особенно распространена в современной психологии когнитивной. Других авторов
привлекает не функциональная архитектура компьютера, а его вычислительные возможности; здесь
моделирование фактически сливается с работами, ведущимися в таких разделах кибернетики, как
интеллект искусственный и зрение машинное.
Модели психических и психофизиологических функций - это компьютерные программы,
конкретная реализация коих сильно зависит от выбранного языка программирования. Несмотря на ряд
примеров успешного моделирования психических и психофизиологических процессов
(психолингвистические модели понимания, распознающие системы, интегральные роботы и пр.), в
целом преобладает мнение, что для создания полноценных психологических теорий использования
одного этого метода принципиально недостаточно. С помощью формальных моделей, как правило, не
удается дать однозначное описание наличных данных. Чтобы уменьшить произвольность
интерпретации этих данных, нужно использовать результаты качественного психологического анализа.
Hosted by uCoz